Суд признал непорочность ″Хабара″. | Центральная Азия - события и оценки | DW | 13.06.2005
  1. Inhalt
  2. Navigation
  3. Weitere Inhalte
  4. Metanavigation
  5. Suche
  6. Choose from 30 Languages

Центральная Азия

Суд признал непорочность "Хабара".

В понедельник в Алма-Ате завершился громкий суд по иску медиа-агентства "Хабар" против экс-министра информации.

В понедельник в Алма-Ате завершился громкий суд по иску медиа-агентства "Хабар" против экс-министра информации, сопредседателя партии "Новый Ак жол" Алтынбека Сарсенбаева. В результате, по мнению многих наблюдателей, в истории республиканского правосудия еще одним политически мотивированным процессом стало больше.

В течение нескольких недель журналисты, получившие возможность наблюдать за ходом слушаний в Медеусском районном суде Алма-Аты, ожидали момента, когда же ответчик – Алтынбек Сарсенбаев – предоставит суду неопровержимые доказательства своих утверждений о том, что агентство "Хабар" фактически относится к медиа-холдингу Дариги Назарбаевой, что этот холдинг использует лоббистские возможности дочери казахстанского президента, и что благодаря этому им были получены государственные гранты и бюджетные дотации. Однако аргументы экс-министра на суде, так сказать, "не прозвучали". Из Алма-Аты передает наш корреспондент Анатолий Вайскопф:

В понедельник утром судья Медеуского районного суда города Алма-Аты Нурсерик Шарипов поставил точку в судебном процессе «агентство «Хабар» против экс-министра информации Казахстана Алтынбека Сарсенбаева». Как отметили присутствующие в зале наблюдатели, уже с первых минут зачитывания приговора стало ясно, что решение суда будет не в пользу Алтынбека Сарсенбаева. За 30 минут, в течение которых судья Шарипов зачитывал приговор суда, не раз прозвучало заключение, что в своем интервью газете «Республика» от 1октября 2004 года Алтынбек Сарсенбаев нанес моральный ущерб агентству «Хабар», назвав его в ряду СМИ, входящих в медиа-холдинг старшей дочери президента Казахстана Дариги Назарбаевой. При этом Нурсерик Шарипов отметил, что экс-министру информации и его адвокату Сергею Уткину не удалось доказать принадлежность «Хабара» к медиа-холдингу Дариги Назарбаевой. Как и доказать само существование информационного холдинга и незаконность финансирования государством через агентство «Хабар» частного телеканала «ОРТ - Евразия», по утверждению ответчика также принадлежащего Дариге Назарбаевой и её семье. В итоге судья объявил следующее:

- Решением Медеуского суда установлено, что сведения, распространенные 1 октября 2004 год, являются порочащими, так как умоляют устойчивую положительную оценку деловых, производственных и профессиональных достоинств АО агентство «Хабар» и его должностных лиц перед общественным мнением, соблюдением законов, в том числе и моральных принципов общества. На основании изложенного, районный суд решил исковые требования АО агентства «Хабар» к Сарсенбаеву Алтынбеку о защите деловой репутации и возмещении морального ущерба удовлетворить частично. Возложить на ответчика Сарсенбаева Алтынбека обязанности опровергнуть не соответствующие действительности сведения на вэб-сайте «Республика. kz » с оплатой стоимости размещения. Взыскать с ответчика Сарсенбаева Алтынбека в пользу агентства «Хабар» за нанесение морального вреда сумму в размере 1 миллион тенге и возврат государственной пошлины в сумме 917 тенге.

Сразу же после вынесения приговора в зале судебных заседаний повисла тишина. Как позже заметили наблюдатели, судья Шарипов, по сути, обманул Алтынбека Сарсенбаева и его адвоката Сергея Уткина, обратившись к ним во время одного из судебных заседаний с просьбой не поднимать собранные ими доказательства о создании Даригой Назарбаевой и её семьей крупнейшего в стране медиа-холдинга. Свою просьбу Нурсерик Шарипов обосновывал тем, что это может вызвать подачу целой серии исковых заявлений со стороны других организаций и частных лиц, названных в документах бывшего министра информации Казахстана. Также Нурсерик Шарипов практически проигнорировал возникший во время судебных прений скандал, во время которого юристы «Хабара» представили суду, сомнительные документы о законности финансирования государством через агентство «Хабар» частного телеканала «Первый канал - Евразия». Однако тишина продолжалась недолго. Спустя минуту присутствующие в зале люди взорвались от негодования и начали скандировать:

- Позор! Позор! Позор! Позор судье!

Причину решения судьи Шарипова прокомментировал «Немецкой Волне» известный казахстанский адвокат Мустахим Тулеев. По его словам даже тот факт, что Нурсерик Шарипов решил удовлетворить исковое заявление «Хабара» лишь частично, обязав Сарсенбаева выплатить «Хабару» 1 миллион тенге (это около 6 тысяч евро) вместо 50 миллионов (что составляет 300 тысяч евро), фактически говорит о том, что бывший министр информации прав на 99%. Другое дело, считает Мустахим Тулеев, что у судьи Медеуского района практически не было иного выбора, кроме как признать правоту именно «Хабара»:

- Даже если прямого давления нет, то оно незримо витает в воздухе. Так как любой рядовой судья, кроме членов областных судов, председателей судов, членов Верховного суда и Коллегии назначается указом президента. Поэтому этот «дамоклов меч» незримо довлеет над ними всегда.

Кроме того, нельзя забывать, подчеркнул Мустахим Тулеев, что Дарига Назарбаева является родной дочерью президента, и с этим приходится считаться всем работникам судебной системы Казахстана.

Между тем, как выяснилось уже после вынесения приговора, решением судьи Медеуского района города Алма-Аты оказались недовольны обе стороны, участвовавшие в процессе. Так ведущий юрист агентства «Хабар» Канат Сахариянов в разговоре с корреспондентом "Немецкой Волны" заметил, что они намерены подать апелляцию в городской суд Алма-Аты, поскольку «Хабар» неудовлетворен назначенной Нурсериком Шариповым суммой за нанесение морального вреда. Что касается Алтынбека Сарсенбаева, то его словам, он больше не намерен идти на поводу у судей, и будет отстаивать свою позицию до конца. Кроме того, бывший министр информации подчеркнул, что у него осталось большое количество различных документов, говорящих о монополизации Даригой Назарбаевой и её семьей всего информационного пространства Казахстана.

ВВ: Об этих документах в интервью "НВ" говорит президент казахстанского фонда "Журналисты в беде" Розлана Таукина:

РТ: Я сегодня была в офисе у А.Сарсенбаева и очень внимательно смотрела те аргументы, которые не были представлены широкой публике – то, что судья отказывался принять к рассмотрению в ходе судебного разбирательства. У него целая папка ксерокопий документов юридических лиц, которые являются соучредителями и собственниками всех перечисленных им телерадиокомпаний. И афелированность по тем лицам, которые там перечислены, очевидна. Там много Алиевых, много других интересных для нас фамилий. Например, там фамилия одного из дипломатических работников, которая сейчас работает в системе ООН – она даже не была в стране, но была близкой студенческой подругой Дариги Назарьаевой и поэтому дала разрешение использовать свои документы как одного из учредителей "Хабара". И владеет она 31% акций в огромном медиа-холдинге. Ведь Сарсенбаев просил запросить заверенные юридические документы у министерства юстиции, и сравнить их с ксерокопиями, которые он был готов представить. Судья не принял эти ксерокопии, но я их посмотрела: все 63 организации у него собраны. Более того, на некоторых документах стоят специальные метки, указывающие, какая организация просуществовала только один год, какая – полтора, какая – пол года. И такая путаница с закрытием организаций и передачей прав другим организациям у него прояснена схемой. По ней видно, как приватизировалась Казтелерадио – это раньше была организация, которая распространяла сигнал. Они же владели вышкой РТПС в Коктюбе, где стоит огромное количество тарелок, передатчиков. Это стратегически важный объект, на котором даже находится передающая антенна КНБ, диспетчеров аэропорта и так далее. И это все передано в частные руки, и схемы передачи у него лежат. Мы предложили господину Сарсебаеву все-таки устроить презентацию, а он сказал, что, раз уж он уже осужден, он готов провести тщательное расследование вопроса о том, кому уходили "доли" при приватизации, начиная с 1997 по 2000 год – это том, в котором более 500 страниц. Поэтому, я думаю, документов у него было достаточно. Не говоря уже о том, что он доказал, и "Хабар" этого не отрицал, что частный канал ОРТ-Евразия именно благодаря "Хабару" финансировался из бюджета. Более того, судя по документам, все компании, которые он перечислял, получали либо государственные гранты, либо бюджетное финансирование, что свидетельствует о том, что они лоббировались одним человеком и были связаны с "ее" именем.

ВВ: А каково ваше общее впечатление от хода процесса и его результата?

РТ: Суд вызвал удивительное ощущение. С одной стороны, суд был открытым. А с другой стороны, мы своими глазами увидели, что политическая заказанность этого суда была настолько явной, что практически ни один аргумент, ни одно доказательство не принималось судьей и он все время оберегал фамилию дочери президента.

В самом приговоре аргументы Сарсенбаева, даже те, которые были признаны "Хабаром", куда-то растворились, и остались только аргументы прокуроров. Это говорит о том, что суд был политически мотивированным, и все свидетельские показания, в том числе и бывшего премьер-министра Акежана Кажегельдина, который прислал свое заявление с рассказом о том, как создавалось агентство "Хабар", сколько туда было влито денег и кому лично они были переданы, не были приняты.

Но суд стал еще одной вехой в истории Казахстана, в которой написано, как приватизировали СМИ, кому, в какой доле они принадлежат, и, когда-нибудь, эти дела будут рассмотрены совершенно в ином ключе: для того, чтобы восстановить справедливость со СМИ и вернуть долю тем собственникам, о которых они были отняты.

Мы получили массу информации.

ВВ: Получит ли эту информацию и широкая общественность Казахстана?

РТ: К сожалению, общественность может об этом узнать только из газет, которые оппонируют власти. Но газета "Соз" у нас не вышла на этой неделе, газета "Республика" вышла очень маленьким тиражом – ее печатают на бытовой множительной технике. Сегодня ищут газету "Жума Таймс", передают друг другу. Информация не проходит до глубинки, не доходит до политически активного населения, а СМИ, которые курирует Дарига Назарбаева, естественно, эту информацию не пропускают.

ВВ: А как приговор отразится на судьбе ответчика – одного из лидеров оппозиции Алтынбека Сарсенбаева?

РТ: Экс-министр информации, который владеет большим количеством документов, получил именно накануне выборов то, что ему уготовила власть, а именно определенную судимость, и, по видимому, еще раз попытаются объединить в клевете.