Месть за Полтаву и кулаки Кличко: ″Евромайдан″ в СМИ | Главные события в политике и обществе Германии | DW | 06.12.2013
  1. Inhalt
  2. Navigation
  3. Weitere Inhalte
  4. Metanavigation
  5. Suche
  6. Choose from 30 Languages

Германия

Месть за Полтаву и кулаки Кличко: "Евромайдан" в СМИ

Как российские и немецкие СМИ освещают последние события на Украине.

Немецкая пресса потеряла интерес к Януковичу, считает журналист Андре Айххоффер (Andre Eichhoffer), сотрудничающий с немецким информационным агентством N-Ost и интернет-версией журнала Der Spiegel. В беседе с DW он рассказал, что редакции немецких СМИ оставили попытки понять логику украинского президента: "Раньше все спрашивали, чего хочет Янукович, о чем он думает. Но он действует противоречиво: говорит одно, делает другое, на следующий день говорит третье".

Европа интересуется украинской оппозицией

Это осложняется тем, что Янукович в последние несколько лет практически не дает интервью западным СМИ, заметил корреспондент N-Ost. Поэтому немецкая пресса теперь больше интересуется оппозицией.

Редактор N-Ost Андреас Бок (Andreas Bock) в беседе с DW признался, что его прежде всего интересует вероятность нового поворота в сторону евроинтеграции. "Гидо Вестервелле неоднократно заявлял, что Евросоюз не закрывает двери перед Украиной, - говорит Бок. - Нам сейчас важно понять, может ли процесс евроинтеграции возобновиться - в ближайшие несколько месяцев или даже при следующем президенте".

Поэтому немецкие СМИ обращают пристальное внимание на украинскую оппозицию. "Слово "оппозиция" применительно к Украине - это абстракция", - считает Бок. По его мнению, на самом деле это "разные группы людей, которые поддерживают разных лидеров". "Кто они? Мне как редактору интересно, стоят ли за ними олигархи, и, если да, то какие? С кем из лидеров оппозиции европейские политики смогут договариваться?" - спрашивает Бок.

Ставка на Кличко?

Репортер Андре Айххоффер подтверждает, что немецкие СМИ, с которыми он сотрудничает, в первую очередь интересует, есть ли на Украине силы, на которые Европа сможет опереться в будущем, что за люди могут прийти на смену Януковичу, кто они, лидеры украинской оппозиции - Виталий Кличко, Арсений Яценюк и Олег Тягнибок?

Виталий Кличко

Виталий Кличко

Причем роль Кличко, с точки зрения Айххоффера, немецкими СМИ несколько преувеличена: "Еще три недели назад я бы с уверенностью сказал, что он не способен выиграть следующие президентские выборы. Сейчас у него стало больше сторонников, но все же для многих протестующих он, скорее, спортсмен, чем политик - хотя бы потому, что недостаточно уверенно говорит по-украински".

Тем не менее многие немецкие СМИ склонны идеализировать фигуру Кличко: "Выдержку, дисциплину и самообладание он демонстрирует не только в спортивной карьере. Кулаки для него - только символический аргумент", - пишет в издании Tagesschau Сильвия Штёбер (Silvia Stöber). В портретном очерке, посвященном Кличко, журналистка говорит о нем как о вероятном будущем президенте, называя "достойным доверия партнером для переговоров".

Антизападная риторика на российских телеканалах

"Позиции в российской прессе распределились традиционно. Те, кто поддерживает Путина, описывают украинские протесты как спланированную акцию, финансируемую из-за рубежа. А либерально-оппозиционные СМИ сами полны евроромантики и симпатизируют демонстрантам", - сказал в интервью DW главный редактор журнала "Русский репортер" Виталий Лейбин.

В государственных российских СМИ украинские протесты сопровождались мощной антизападной кампанией, отметила главный редактор онлайн-издания Lenta.Ru Галина Тимченко: "Федеральные телеканалы ретранслируют позицию Кремля и стремятся показать, что события на Украине инспирированы некими врагами за границей".

В центре внимания государственного телевидения оказалась радикально настроенная часть демонстрантов - молодые люди в масках, вооруженные арматурой и палками. В передаче "Технология Майдана", вышедшей 3 декабря в эфире НТВ, прямо утверждается, что эти группы финансируются Евросоюзом и США: "Все произошло в точном соответствии с технологиями, которые отрабатывались на семинарах, организованных американцами". Автор текста, как и фамилия диктора, который его произносит, в передаче не указаны.

Немецкий политик вместо шведского

Наиболее скандальным примером антизападной кампании стала воскресная программа "Сегодня", вышедшая 1 декабря на канале "Россия". Ее ведущий Дмитрий Киселев охарактеризовал саммит в Вильнюсе, где Украина могла бы подписать соглашение об ассоциации с ЕС, как "месть за Полтаву".

Карл Бильд

Карл Бильд

Оппозиционные СМИ сразу уличили Киселева в фактических ошибках: например, в критическом пассаже, посвященном министру иностранных дел Швеции Карлу Бильдту, которому Киселев, помимо прочего, приписал сотрудничество с ЦРУ - текст ведущего сопровождается видеорядом, демонстрирующим совсем другого политика - главу немецкого МИДа Гидо Вестервелле (Guido Westerwelle) на переговорах в Киеве. "Нельзя сказать, что это звездный час российского телевидения", - прокомментировал происходящее Карл Бильдт в своем микроблоге в "Твиттере".

Майдан - не Болотная

"Больше всего меня расстраивает, что, вместо того чтобы разбираться в событиях на Украине, большая часть наших СМИ проецирует ситуацию в Киеве на российскую действительность", - говорит Галина Тимченко.

По мнению главного редактора Lenta.ru, прокремлевские СМИ видят в любых гражданских протестах опасность для государства и критикуют украинских демонстрантов, как бы подразумевая заодно и российских активистов протестного движения, которое, по убеждению Кремля, финансируется врагами России из-за рубежа.

Но и оппозиционные издания склонны к сомнительным аналогиям: "То и дело встречаешь рассуждения о том, что Янукович "научился" разгонять митинги у Путина или что российским оппозиционерам надо брать пример с украинских. Но это сравнение теплого с мягким. Путин - это не Янукович, а Майдан - не Болотная", - считает Галина Тимченко.

Реклама