Прививка от коронавируса. Есть ли побочный эффект после мРНК-вакцин | События в мире - оценки и прогнозы из Германии и Европы | DW | 27.06.2021

Посетите новый сайт DW

Зайдите на бета-версию сайта dw.com. Мы еще не завершили работу. Ваше мнение поможет нам сделать новый сайт лучше.

  1. Inhalt
  2. Navigation
  3. Weitere Inhalte
  4. Metanavigation
  5. Suche
  6. Choose from 30 Languages
Реклама

Мир

Прививка от коронавируса. Есть ли побочный эффект после мРНК-вакцин

Действительно ли прививка мРНК-вакцинами, к которым относятся BioNTech/Pfizer и Moderna, может вызвать побочный эффект в виде заболеваний сердца? О чем говорят последние научные данные?

Первые сообщения о том, что после прививки от коронавируса мРНК-вакцинами, к которым относятся BioNTech/Pfizer и Moderna, у молодых людей, занимающихся спортом и ведущих активный образ жизни, якобы может быть воспаление сердечной мышцы (миокардит), появились в конце апреля 2021 года. Впервые об этом сообщили в Израиле. На тот момент в этой стране уже вовсю шла кампания вакцинации.

У прививки есть побочный эффект?  

В израильских СМИ курсировали сообщения о докладе некой экспертной группы, согласно которому среди пяти миллионов привитых после второй прививки препаратом BioNTech/Pfizer было выявлено 62 случая миокардита у молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет. Все они не имели хронических заболеваний. Большинство пациентов, заболевших миокардитом якобы после прививки от ковида, прошли успешное лечение и вышли из больницы. Но, как подчеркнуло, например, изданиеThe Jerusalem Post, 22-летняя женщина и 35-летний мужчина умерли.

Массовая вакцинация в Израиле

Массовая вакцинация в Израиле

Однако и по сегодняшний день никаких доказательств того, что прививка препаратом BioNTech/Pfizer вызывает это сердечное заболевание, не найдено. После появления публикаций в израильских СМИ в министерстве здравоохранения Израиля опровергли информацию о том, что в стране после начала вакцинации от ковида наблюдался рост миокардита. Представитель министерства заявила, что "никакого роста смертности из-за прививок нет" и "по сравнению с весной 2020 года нет роста числа воспалений сердечной мышцы". На сайте министерства в разделе о безопасности и эффективности вакцины BioNTech/Pfizer никаких примечаний о побочных эффектах, в том числе заболеваниях сердца, нет. Тем не менее, в министерстве сообщили, что относятся к публикациям предельно серьезно и ведут постоянные консультации с экспертами о рисках побочных эффектов от вакцинирования.

Позже американское федеральное агентство - Центр по контролю и профилактике заболеваний (CDC) - заявило, о том, что имеет информацию о примерно тысяче случаев миокардита и перикардита после вакцинирования препаратами BioNTech/Pfizer и Moderna 177 млн американцев с апреля 2021 года. Большая часть тех, кто столкнулся с этими сердечными заболеваниями, - молодые люди старше 16 лет. Симптомы проявились у них спустя несколько дней после второй прививки. На сайте американского ведомства говорится, что большинство пациентов быстро выздоровели, соблюдая постельный режим и пройдя терапию. Также подчеркивается, что проводятся исследования с целью выяснить, действительно ли есть связь между прививкой от коронавируса мРНК-вакцинами и заболеваниями сердца.      

В свою очередь, разработчик вакцины BioNTech/Pfizer заявил, что регулярно отслеживает нежелательные побочные эффекты своего препарата. "Мы не наблюдаем числа заболеваний миокардитом, которое было бы выше, чем можно ожидать с учетом всего населения", - говорится в сообщении Pfizer. "Связи между прививкой и случаями заболевания установлено не было, - подчеркивается в заявлении компании. - В настоящий момент нет никаких доказательств того, что вакцина BioNTech/Pfizer повышает риск возникновения миокардита". 

Вакцины BioNTech/Pfizer

Вакцины BioNTech/Pfizer

Что является причиной миокардита

В целом, воспаление сердечной мышцы - миокардит - вовсе не обязательно является следствием прививки от ковида. Его возбудителями являются вирусы, особенно вызывающие простуду (аденовирусы, вирус Коксаки), а также вирусы герпеса и гриппа. Коронавирус SARS-CoV-2 при тяжелом течении ковида тоже может вызвать заболевания сердца, такие как миокардит и перикардит. Ведь воспаления почти всегда являются следствием иммунной реакции организма на вирус. Но причиной могут быть не только вирусы, а также аутоиммунные заболевания, медикаменты, яды, тяжелые металлы, радиация или перенесенные травмы. Грибковые заболевания тоже являются риском, способным вызвать сердечные заболевания, особенно у людей с ВИЧ/СПИДом.

Заболевания сердца встречаются и у молодых людей, занимающихся спортом. При своевременной диагностике миокардит довольно легко поддается лечению. Но при неблагоприятном сценарии он может привести к долгосрочным последствиям для здоровья. Этот риск возрастает, если человек, не зная о своей инфекции, продолжал заниматься спортом или игнорировал симптомы заболевания, не отказываясь от чрезмерных физических нагрузок.

В каком случае стоит обращаться к врачу после прививки

Несмотря на то, что нет доказательств связи мРНК-вакцин и заболеваний сердца, если после вакцинации возникают боли в груди, сбои дыхания, ощущение, что сердце бьется слишком часто, учащение пульса - необходимо обратиться к врачу. Такие симптомы являются тревожным сигналом.

Вместе с тем, по мнению ученых, гораздо чаще сердечные заболевания встречаются после того, как человек переболел ковидом, а не после прививки от ковида. Поэтому, как говорится в сообщении американского агентства здравоохранения, отказываться от прививки, опасаясь побочных действий, не стоит. При этом важно получить именно вторую прививку, чтобы иметь стойкий иммунитет.   

Смотрите также: 

 

Почему не все американцы хотят прививаться, хотя вакцин в США достаточно (21.05.2021)

      

Контекст

Аудио- и видеофайлы по теме