Провокация российских пиарщиков | Суть дела | DW | 24.03.2005
  1. Inhalt
  2. Navigation
  3. Weitere Inhalte
  4. Metanavigation
  5. Suche
  6. Choose from 30 Languages

Суть дела

Провокация российских пиарщиков

На этот раз InoСМИ.Ru не редактирует и не комментирует. Первоисточник не переработан, а, как кролик из шляпы, вытащен хозяевами сайта в нужный им момент в нужном месте, видимо, для иллюстрации их тезисов.

default

Александр Квасьневский и Владимир Путин в Польше

"Черный пиар в России". "Провокация в интернете. Серьезный государственный российский сайт (InoСМИ.Ru) публикует антиукраинскую статью, якобы, переведённую из польской газеты „Тыгодник Повшехны". Руководитель сайта InoСМИ.Ru говорит, что произошла ошибка, но не хочет сказать, кто ввел его в заблуждение, - это основные пункты материала, помещённого в субботу в польской "Газете Выборча".

Суть дела в том, что статья под заголовком „Поговорим об Украине откровенно” появилась на (фактически) государственном российском сайте InoСМИ.Ru в тот самый момент, когда российский президент находился в Киеве и клялся, что между Россией и Украиной нет никаких проблем.

"Нет проблем - так будут" - вот суть антирусской, антизападной, антиукраинской статьи, опубликованной на том российском сайте, за которым стоит (или стоял недавно) небезызвестный Глеб Павловский, один из серых кардиналов президента России.

Как пишет "Газета Выборча", InoСМИ.Ru - это сайт, созданный с целью информировать россиян о том, что думают и пишут о России за границей. Сайт принадлежит государственному информационному агентству РИА-Новости, близкому к российскому МИДу, пишут польские коллеги. Специфика большинства публикаций на InoСМИ.Ru заключается в том, что они не являются нейтральными переводами, а подвергаются редактированию и комментированию. С помощью этого трюка, который, кстати, активно применяла и советская пропаганда, в уста любому иностранному автору можно вложить любую мысль, о которой он даже не догадывается. Правда, на сей раз сайт InoСМИ.Ru применяет иной приём. Первоисточник не переработан, а, как кролик из шляпы, вытащен хозяевами сайта в нужный им момент в нужном месте, видимо, для иллюстрации их тезисов.

Автор (согласимся, что его зовут Калуский) пишет, что Польша заинтересована в существовании слабой и расколотой Украины, что Ющенко обманул украинцев и они не увидят ни демократии, ни благосостояния (как их не увидят и поляки, обманываемые всеми, кто правил Польшей после 1989 года), а Украина „наверняка разделит судьбу Ирака”. Польша должна – по мнению автора статьи – решительно поддерживать распад Украины.

"Это выглядит как дезинформационная акция Глеба Павловского, идеологического стратега Кремля и главного специалиста по чёрному пиару в России – сказал "Газете Выборчей" польский эксперт по российским делам. Сам Павловский не скрывал, что руководил российской кампанией против Виктора Ющенко во время украинских президентских выборов. Связанные с ним сайты, среди которых самый известной - Strana.ru, часто публикуют тенденциозно прокомментированную информацию из других источников, вызывая бурную реакцию в украинском и прибалтийском интернете. Русский перевод статьи Калуского также быстро распространяется в русском Интернете, где автора повысили до „польского политолога”. Статья присутствует и в Украине, даже на форумах болельщиков "Динамо" Киев, а так же на сайтах украинской диаспоры в США, - пишут авторы "Газеты Выборчей" Бартош Венглярчик и Марцин Босацки.

Статья, написанная два месяца назад неизвестным в России автором, живущим к тому же в далёкой Австралии, стала вдруг настолько важной и актуальной для сайта InoСМИ.Ru, что он разместил её на самом видном месте. Поэтому трудно избавиться от ощущения, что публикация на сайте должна была стать достоянием читателей именно в день приезда Путина в Киев (иначе трудно объяснить, почему она провалялась где-то два месяца). Особое значение сайт явно придавал тому, чтобы статья казалась переводом из газеты, поддержавшей Ющенко. А чтобы ни у кого не возникало сомнений в источнике, сайт поместил над статьёй графический символ газеты "Тыгодник Повшехны". Статья вызвала возмущение у журналистов издания и их коллег - рассказывает один из авторов газеты Малгожата Ноцунь

Малгожата Ноцунь: Уже два дня на русскоязычных сайтах появляется антиукраинский текст г-на Мариана Калуского. Его опубликовал российский портал InoСМИ.Ru вместе с графическим символом „Тыгодника Повшехного”. Это якобы перепечатка статьи из нашего журнала. Это неправда. „Тыгодник Повшехны” не публиковал и никогда не намеревался публиковать такого текста. Отношение „Тыгодника Повшехного” к Украине отражалось в нашей публицистике – дружественной и поддерживающей „Оранжевую Революцию” – за которую „Тыгодник Повшехны” получил в Украине премию „Золотое Перо”.

Распространение этого текста как статьи „Тыгодника Повшехного” мы можем воспринять лишь как манипуляцию, или даже провокацию. К сожалению, ее жертвой стала также часть украинских СМИ, передающих этот текст с информацией, что его источником является наша редакция.

Несколько десятков часов мы безуспешно пытались опровергать эту информацию. Мы звонили и посылали сообщения с официальным опровержением нашим друзьям в Украине и украинским СМИ. К сожалению, наш сервер именно в это время несколько часов подвергался атакам хакеров и вышел из строя. Из-за того мы оказались отрезаны от мира и были лишены возможности защищаться. Редакция газеты „Тыгодник Повшехны” подчёркивает, что стала жертвой манипуляции и заверяет украинцев и всех, кому близко сотрудничество Польши и Украины, что „Тыгодник Повшехны” никогда не разделял антиукраинских взглядов.

Представители газеты правы, называя эту акцию InoСМИ.Ru провокацией. Независимо от того, что говорят представители сайта, фактически суть всей их затеи заключается в том, чтобы вложить в уста какому-то "про-ющенковскому" польскому средству массовой информации слова и идеи прямо противоположные тем, что характерны и для этого издания, и для страны (Польши) в целом. Ведь если бы статья австралийского поляка появилась на его собственном сайте или просто где-то в паутине, или, как сейчас, на откровенно польско-националистическом сайте, то на неё никто бы и внимания не обратил. А тут получается, что газета, ещё вчера активно поддерживавшая Ющенко, уже отшатнулась от него - если такую статью публикует. Кстати, статья просто огромная - тринадцать машинописных страниц - это больше целой полосы в газете. Это уже не статья, а программа. И в какой момент это делается - к визиту Путина, а кроме того, не стоит забывать, что через день после Путина в Киев приехали вместе министры иностранных дел Польши и Германии. В общем, замысел прост, как Гляйвиц. Если помните, Гитлер начал вторую мировую войну с того, что одел нескольких немецких головорезов в польскую форму и послал захватывать немецкую радиостанцию в городе Гляйвиц. Именно эта провокация стала поводом для введения немецких войск в Польшу. О том, что это была провокация нацистов написано немало, есть несколько художественных фильмов, однако в Германии до сих пор многие верят, что войну начали поляки. Такова сила провокаций, которые теперь в России называют политическими технологиями и чёрным пиаром.

Во время разговора с польской журналисткой Малгожатой Ноцунь мне попалось на глаза место в статье г-на Калуского, где он пишет: Уже в ходе "оранжевой революции" мир узнал, что ее финансировали Соединенные Штаты Америки, только официально потратив на "демократизацию Украины" около 60 миллионов долларов. Использованный на Украине сценарий массовых и затяжных демонстраций "до победного конца" был к тому времени уже успешно обкатан в Сербии". Эти широко распространённые и в России заявления польская журналистка Малгожата Ноцунь считает обманом и говорит, что Россия явно стремится создать повсюду ощущение, будто украинцы сами никогда бы никаких преобразований провести не смогли.

Я попросил польскую журналистку высказать мнение по поводу разговоров о неизбежном расколе Украины на восточную и западную, тем более, что у г-на Калуского можно прочитать: "Америка может попытаться форсировать процесс присоединения Украины к НАТО, но прежде чем это произойдет, Кремль вполне сможет решить вопрос в свою пользу, либо путем раздела Украины на украинскую и русскую части, либо путем нового подчинения себе всей Украины. Нет сомнений, что уже с 23 января Кремль начал работу над планом нового подчинения Киева Москве. Если Кремлю не удастся поставить под свой контроль всю Украину, будет разыграна этническая карта. Хватит ли мужества у Соединенных Штатов открыто заявить Москве о том, что она должна примириться с утратой 10 миллионов русских во имя процветания украинского национализма?" Насколько по вашим наблюдениям сильно там противостояние востока и запада?

Малгожата Ноцунь: Противостояние есть, но, с одной стороны, оно объясняется тем, что на востоке власти ввели информационную блокаду. А с другой стороны, в Киеве на Майдане были и люди с Восточной Украины, и певцы. И вообще разговоры о противостоянии явно преувеличены. Его можно уменьшить и устранить, если этой проблемой заниматься.

Я спросил польскую журналистку Малгожату Ноцунь, как в Польше видят нынешние отношения между Польшей и Россией, особенно в связи с такими явно недружественными шагами России, как закрытие дела об убийстве польских офицеров в Катыни за давностью преступления. Напомню, Российская прокуратура закрывает дело, поскольку не считает это убийство, совершённое, видимо, НКВД в 1940 году, фактом геноцида, но, кстати, в 1946 году, в Нюрнберге, когда СССР обвинял в совершении этого преступления немцев, оно рассматривалось именно как проявление геноцида.

Малгожата Ноцунь: Поляки возмущены и шокированы, поскольку и Катынь, и Ялтинская конференция - это наиболее болезненные моменты в отношениях между Польшей и Россией в современной истории. А российский МИД сейчас говорит о том, что Польша должна радоваться тому, что было решено в Ялте.

К Ялтинской конференции мы вернёмся ещё не раз, а пока закончим разговор о провокации на российском сайте InoСМИ.Ru. Эта публикация вызывает несколько вопросов: почему именно этот сайт - близкий к властным структурам - публикует отнюдь не свежую статью австралийского поляка именно накануне визита Путина в Киев и за день до визита туда министров иностранных дел Польши и Германии? Почему сайт упорно уверял всех, что она была опубликована в газете, которая известна и в Украине, как активный сторонник Ющенко и оранжевой революции? Возможны несколько ответов, типа:

1) хозяева сайта стремятся доказать, что всё, что говорит Путин (и что он сказал в Киеве) не надо воспринимать всерьёз;

2) хозяева сайта пользуются любой возможностью, чтобы убедить народ России в том, что с Ющенко иметь дело не нужно, поскольку у него много врагов, как в Украине, так и за её западными пределами. (Здесь стоит вспомнить, что сайт принадлежит агентству "Новости", которое всегда было инструментом московских спецслужб и специализировалось на дискредитации людей, неугодных Кремлю.

3) хозяева сайта, указав, что антиукраинский и антирусский материал был опубликован в про-ющенковской "оранжевой" газете, пытаются таким образом доказать, что

а) с Ющенко вообще дело иметь не надо,

б) от него отворачиваются даже те, кто его ещё недавно поддерживал и ему помогал.

В общем, трудно не согласиться с авторами "Тыгодника Повшехнего", которые пишут:

"Факт распространения этого текста как статьи "Тыгодника Повшехнего" мы не можем воспринять иначе как манипуляцию, если не провокацию." Зная, что на неё поддалась и часть украинских СМИ, перепечатавших этот текст со ссылкой на "Тыгодник", можно считать, что эта провокация хозяевам InoСМИ.Ru удалась, ведь без такой ссылки кого мог бы заинтересовать 13-страничный сбивчивый пересказ известных всем банальностей. Мне так кажется. Если у Вас другое мнение - пишите ……

Виктор Агаев