Сечин против СМИ, или Как глава ″Роснефти″ наказывает прессу | Россия и россияне: взгляд из Европы | DW | 12.12.2016

Посетите новый сайт DW

Зайдите на бета-версию сайта dw.com. Мы еще не завершили работу. Ваше мнение поможет нам сделать новый сайт лучше.

  1. Inhalt
  2. Navigation
  3. Weitere Inhalte
  4. Metanavigation
  5. Suche
  6. Choose from 30 Languages
Реклама

Россия

Сечин против СМИ, или Как глава "Роснефти" наказывает прессу

5:0 - таков теперь счет в судебных разбирательствах Игоря Сечина и его "Роснефти" против российских СМИ после удовлетворения иска к РБК. DW напоминает, с кем и за что судился глава госкомпании.

Игорь Сечин

Игорь Сечин

Арбитражный суд Москвы 12 декабря частично удовлетворил иск компании "Роснефть" к медиахолдингу РБК о защите деловой репутации. Это далеко не первый случай, когда госпредприятие и его руководитель Игорь Сечин успешно судятся с российскими СМИ. С 2014 года уже четыре издания вынуждены были пожалеть о том, что упомянули Сечина в своих материалах. "Ведомостям" пришлось раскаиваться даже дважды. DW вспоминает, как глава "Роснефти" наказывал прессу в судебном порядке.

Forbes и "самый высокооплачиваемый руководитель компании в России"

Дебютный иск Сечина к СМИ пришелся на долю российского Forbes. В конце 2013 года, составляя традиционный рейтинг, журнал признал главу "Роснефти" самым высокооплачиваемым руководителем российского предприятия. По оценке издания, Сечин заработал в 2012 году 50 млн евро. Тогда же Forbes опубликовал статью "Последний конкистадор: как Игорь Сечин ведет борьбу за нефтяное господство", где неназванный источник утверждал, в частности, что глава "Роснефти" своими высказываниями "мочил котировки" компании ТНК-BP.

Офис Роснефти в Москве

Офис "Роснефти" в Москве

Все это Сечин оспорил в суде, подав в мае 2014 года иск к Forbes. 1 августа Савеловский суд Москвы удовлетворил требования предпринимателя. В результате журнал опубликовал на сайте опровержения отдельных пассажей рейтинга и статьи, указав, что эти сведения решением суда признаны "не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию Игоря Ивановича Сечина".  В дальнейшем Forbes продолжил составлять ежегодный рейтинг, но, по оценкам издания, Сечин перестал быть самым высокооплачиваемым: в 2015 году глава "Роснефти" занял третье место, в 2016-м стал вторым.

"Ведомости" и "влияние Сечина на принятие государственных решений"

В июне 2014 года заместитель главного редактора "Ведомостей" Кирилл Харатьян написал колонку с заголовком "Чем опасен Игорь Сечин". В тексте он указывал, что глава госкомпании "нисколько не утратил на нынешней своей позиции способности и возможности влиять на принятие основных государственных решений" и может "не отвечать ни перед кем, кроме кремлевского покровителя". Через 10 дней после публикации статьи в Останкинском суде лежало исковое заявление от Сечина, а 26 августа оно было удовлетворено.

Газета разместила опровержение, а Харатьян поблагодарил суд. Замглавред "Ведомостей" отметил, что благодаря решению суда он осознал, что глава "Роснефти" "утратил возможность и способность влиять на принятие основных государственных решений", а также "подконтролен акционерам и тем самым правительству России, т. е. государству, а значит, и нам, гражданам России".

"Ведомости" и "дом Сечина в Барвихе"

Новые претензии руководителя "Роснефти" относились к опубликованной в "Ведомостях" в июле 2016 года статье под заголовком "Сечин въет гнездо в Барвихе" о строящемся на Рублевке особняке. Стоимость участка площадью 3 гектара, на котором происходило строительство, "Ведомости" оценили в 60 млн долларов.

Игорь Сечин потребовал удалить с сайта издания статью целиком, а заодно уничтожить тираж газеты с этим материалом. "Ведомостям" не удалось доказать суду, что сведения о собственности главы госкомпании представляют общественный интерес. 16 сентября Останкинский суд Москвы согласился с истцом, что информация, упомянутая в расследовании газеты, нарушает право Сечина на неприкосновенность частной жизни и обнародована "ради праздного интереса публики".

Яхта St. Princess Olga

Яхта St. Princess Olga

"Ведомости" удалили статью с сайта, но и сейчас ее можно найти в соцсети Facebook благодаря протестному флеш-мобу издателя "Медузы" Ильи Красильщика. Красильщик призвал несогласных с решением суда скопировать текст расследования целиком и разместить его на своих страницах. А глава Фонда борьбы с коррупцией, оппозиционер Алексей Навальный выложил видео с кадрами, на которых видна предполагаемая недвижимость главы "Роснефти" в Подмосковье.

"Новая газета" и "яхта супруги Сечина"

В конце июля 2016 года "Новая газета" представила расследование "Секрет "Принцессы Ольги", в которой говорилось, что предполагаемая жена Игоря Сечина Ольга пользуется яхтой за 100 млн долларов. 18 августа предприниматель подал иск с требованием удалить материал с сайта и написать опровержение. Иск Ольги Сечиной, требовавшей также уничтожить тираж "Новой газеты" со статьей, не был принят судом из-за ошибок в исковом заявлении. 10 октября Басманный суд Москвы признал правоту главы "Роснефти".

Проиграв апелляцию в Мосгорсуде, "Новая газета" вместо опровержения разместила на сайте редакционное заявление под названием "Опровержение неопубликованных сведений". "Суд обязал нас опровергнуть то, чего мы не писали", - говорится в редакционной статье. По мнению журналистов, иск касался не описанных в расследовании фактов, а "скрытых утверждений", найденных филологом, выступившим на суде в качестве эксперта.

"Нельзя согласиться с тем, что в стране образуется каста "неназываемых" персон и компаний, любое упоминание о которых ведет к заведомо проигранному иску", - подчеркивается в заявлении "Новой". Статья с расследованием о яхте по-прежнему остается на сайте издания.

РБК и "Сечин против BP"

Последний случай примечателен тем, что истец (в этой роли выступила "Роснефть". - Ред.) потребовал не только удаления статьи и опровержения, но и выплаты компенсации. Причем речь шла о сумме свыше трех миллиардов рублей.

Нефтяной госкомпании не понравилась апрельская статья РБК "Сечин попросил правительство защитить "Роснефть" от BP". В ней со ссылкой на анонимные источники утверждалось, что Сечин просил правительство помешать  британской нефтегазовой компании BP получить блокирующий пакет акций "Роснефти" в результате ее частичной приватизации. 29 сентября российская госкорпорация подала иск о защите деловой репутации.

В РБК не согласны с претензиями руководства "Роснефти" к содержанию статьи. "Если Сечин и предупреждал правительство о рисках, связанных с участием BP в приватизации госкомпании, то он просто добросовестно выполнял свою работу (так как был избран в совет директоров "Роснефти" по распоряжению правительства РФ. - Ред.)", - говорится в редакционной статье РБК, выпущенной накануне заседания суда.

Тем не менее, 12 декабря Арбитражный суд Москвы обязал медиахолдинг РБК выплатить 390 тысяч рублей, а трех авторов статьи и телеведущего - еще по 4500 рублей. Кроме того, РБК должен опубликовать опровержение и удалить первоначальный материал. В медиахолдинге пока не знают, будут ли обжаловать решение суда. Пока ни одному изданию не удавалось выиграть апелляцию в рамках судебного разбирательства с Сечиным и "Роснефтью".

Смотрите также:

Смотреть видео 01:55

Шок и недоумение – немецкая реакция на дело Улюкаева (15.11.2016)