Русскоязычного телеканала в Грузии пока не будет | Европа и европейцы: новости и аналитика | DW | 24.10.2012
  1. Inhalt
  2. Navigation
  3. Weitere Inhalte
  4. Metanavigation
  5. Suche
  6. Choose from 30 Languages

Европа

Русскоязычного телеканала в Грузии пока не будет

В Грузии гадают, что стало причиной прекращения вещания ТВ ПИК.

"Первый Информационный Кавказский" (ПИК) остался без эфира в субботу, 20 октября. Пул теле- и радиокомпаний "Общественный вещатель Грузии" (ОВГ), финансировавший русскоязычный ПИК, в этот день прекратил сотрудничество с телеканалом. Впервые ПИК вышел в эфир в январе 2011 года. До 2012 года он напрямую получал деньги из госбюджета и должен был стать альтернативным российским источником информации на русском языке о Грузии и о Кавказе.

Ведущая ПИК готовится к эфиру, Сзади две уборщицы подметают студию.

Перед первым эфиром 25 января 2011 года

В 24-часовой сетке вещания ПИК были выпуски новостей и ток-шоу на актуальные для региона социально-политические темы. Особую роль на канале играли документальные фильмы и передачи о культуре и быте жителей Кавказа. С ПИК сотрудничали вдова президента Ичкерии Джохара Дудаева Алла Дудаева, российская телеведущая и общественный деятель Ксения Собчак, журналист Матвей Ганапольский. В эфире ПИК часто появлялись представители российской оппозиции.

Все дело в махинациях…

"Странно, что не надо идти на работу", - посетовала DW ведущая информационных передач Марта Ардашелия. Она была одной из участниц акции протеста, которую журналисты канала устроили 15 октября. Они протестовали против задержки зарплаты и снятия телеканала со спутникового вещания. Во время акции ведущие объявляли новостные сюжеты и передавали слово корреспондентам, которые затем молчали в прямом эфире. На следующий день зарплаты были выданы, ПИК возобновил спутниковое вещание, руководство ОВГ пообещало профинансировать телеканал до конца года.

Но уже 20 октября 400 сотрудников ПИК остались без работы. Руководство ОВГ заявило, что журналисты не имели право самовольно вещать через спутник и использовать телеэфир для выражения своего недовольства. Сотрудники "Первого Информационного Кавказского" не склонны искать политической подоплеки в прекращении вещания. "Проблемы ПИК надо рассматривать исключительно в ключе коррупции и финансовых махинаций", - уверена Ардашелия.

… или в смене власти?

Мамука Арешидзе

Мамука Арешидзе

В пресс-службе кандидата в премьер-министры Грузии Бидзины Иванишвили воздержались от комментариев в связи с прекращением вещания телеканала ПИК до проведения независимого аудита. Финансовой проверки, в частности, требуют и журналисты. А вот политолог и член блока Иванишвили "Грузинская мечта" Мамука Арешидзе заявил о важной роли русскоязычного канала для освещения политики Грузии и как источника информации для представителей нацменьшинств, плохо владеющих грузинским языком.

Директор Кавказского института СМИ в Ереване Александр Искандарян в качестве главного недостатка ПИК назвал его пропагандистскую направленность. "Не сказал бы, что канал активно смотрели на Северном Кавказе и он смог стать информационной базой о Грузии и о Кавказе", - пояснил Искандарян. По его мнению, канал был призван стать "неким раздражителем Москвы". Эксперт уверен, что причина прекращения вещания ПИК - политическая. Новым властям больше не надо раздражать Россию. "Называть случайным совпадением то, что закрыли именно ПИК и именно сейчас при смене власти - несерьезно", - считает Искандарян.

А зритель кто?

Марта Ардашелия

Марта Ардашелия

"В России о Грузии рассказывают чушь, а мы ответили на эту чушь своей чушью, причем на деньги грузинских налогоплательщиков", - вторит Звиад Коридзе из "Грузинской хартии по журналистской этике". По его словам, на канале работали профессионалы, но содержание не было сбалансированным. Журналистка Марта Ардашелия уверена, что ПИК смог заручиться авторитетом среди целевой аудитории и нашел свою нишу. "Два года - небольшой срок, но нам удалось стать узнаваемым брендом на Северном Кавказе, среди русскоязычной аудитории в Грузии и тех, чьи права в России нарушались", - говорит Ардашелия. По ее словам, цензуры на канале не было.

Звиад Коридзе еще одной проблемой "Первого Информационного Кавказского" назвал "виртуальность" целевой аудитории: "Сам менеджмент не знал, кто такой этот северокавказский зритель или зритель, негативно относящийся к Путину, и где он находится". По словам жителя Владикавказа Сармата Хубулова, то есть представителя этой самой целевой аудитории, ПИК смотрел узкий круг журналистов и блогеров.

"Проект был нацелен на то, чтобы вызвать у кавказцев симпатии к Грузии и продемонстрировать некую альтернативу в виде Грузии для российского Кавказа", - говорит Хубулов. По его мнению, просчет создателей ПИК заключается в том, что Россия - гигантская страна с колоссальными возможностями и реализовать себя выходцам с Северного Кавказа, несмотря на все трудности, гораздо проще на родине.

Надежда умирает последней

Сотрудники ПИК уже несколько дней активно пытаются обратить внимание общественности Грузии, международных организаций и политиков на закрытие канала. В планах - обращение к Бидзине Иванишвили и митинг у здания парламента в Кутаиси. Журналисты требуют от руководства ОВГ выяснить, куда исчезли бюджетные деньги, а это около двух 2 миллионов лари (в пересчете - более 900 тысяч евро), выделенные на вещание до конца года.

Марта Ардашелия не теряет надежды на то, что "Первый Информационный Кавказский" возобновит вещание. "После всех писем поддержки, которые мы получили за последние дни, мы будем очень рады снова выйти в эфир", - говорит журналистка.

Реклама