Молдавские НПО против российского ТВ: борьба за объективность? | Европа и европейцы: новости и аналитика | DW | 11.12.2015
  1. Inhalt
  2. Navigation
  3. Weitere Inhalte
  4. Metanavigation
  5. Suche
  6. Choose from 30 Languages

Европа

Молдавские НПО против российского ТВ: борьба за объективность?

Молдавские НПО требуют запретить трансляцию на территории страны российских новостных программ и политических ток-шоу. С чем это связано, и какую реакцию вызвала эта инициатива?

В Молдавии нужно запретить трансляцию новостных и информационно-аналитических программ российского телевидения - такое требование содержится в распространенном совместном заявлении ряда неправительственных организаций из сферы масс-медиа.

Среди них Ассоциация независимой прессы, Центр независимой журналистики, Ассоциация электронной прессы, Ассоциация независимых тележурналистов, центр Acces-info, Центр журналистских расследований, Союз журналистов республики.

Поводом для декларации послужило решение Координационного совета по телерадиовещанию (КСТР) выдать лицензию на вещание компании Exclusiv Media, близкой к оппозиционной Партии социалистов, выступающей за сближение с Россией. С 1 января 2016 года эта компания будет ретранслировать передачи российского телеканала НТВ. В настоящий момент в Молдавии ретранслируется свыше 10 российских телеканалов. На медийном рынке также представлено телевидение Румынии, Украины, Франции.

Штрафы за ретрансляцию

Авторы документа обеспокоены тем, что в российских новостных программах и ток-шоу "порой грубо нарушаются принципы общественно-политической непредвзятости и объективности", а потому потребовали от КСТР более жесткого контроля над местными ретрансляторами российских телеканалов. Ведь "несмотря на санкции Координационного совета по аудиовизуалу, нарушения продолжаются, а требование по принятию мер по устранению нарушений со стороны телерадиовещателей не выполнены", утверждается в заявлении НПО.

Петру Маковей

Петру Маковей

Речь идет о мониторингах, которые проводил КСТР в 2014 и 2015 годах, и выявленных в ходе их нарушениях. В октябре 2014 года КСТР "в связи с нарушением принципа общественно-политического баланса, непредвзятости и объективности в новостных программах, ретранслируемых из Российской Федерации" оштрафовал сразу 5 молдавских телеканалов-ретрансляторов.

Среди них Prime TV, ретранслирующий программы российского Первого канала, TV7 (НТВ), РТР-Moldova (Pоссийское телевидение) и REN-Moldova (РЕН-ТВ). В июне 2015 года эти же каналы были оштрафованы "за ретрансляцию в больших объемах информационных передач, в которых предвзято освещались события на Украине". Исключение составил лишь телеканал TV7, который с 1 мая 2015 года отказался от ретрансляции новостной передачи "Сегодня" российского телеканала НТВ, заменив ее собственными информационными выпусками.

В мае 2015 года КСТР на неопределенное время запретил трансляцию на территории Молдавии телеканала "Россия 24" за "агрессивные формулировки" по отношению к Украине и "манипулирование общественным мнением" в период предвыборной кампании в Гагаузской автономии Молдавии.

За жесткость санкций

Председатель Ассоциации независимой прессы Петру Маковей считает даже максимальный штраф в 5400 леев (247 евро), который по закону может наложить КСТР, "смешной цифрой". По его мнению, КСТР должен перевести мониторинг над телеканалами-ретрансляторами российских программ на постоянную основу, "защитить национальное медиапространство от псевдожурналистских продуктов, от иностранного влияния, в том числе от российской пропаганды".

Как пояснил Маковей в интервью DW, озабоченность гражданского общества вызвал тот факт, что российский телеканал НТВ сменил в Молдавии партнера. 8 декабря КСТР выдал компании Exclusiv Media, которую возглавляет депутат-социалист Корнел Фуркулицэ, лицензию на вещание телеканала NTV-Moldova. Эксперт не сомневается, что новый телеканал "будет продвигать российские интересы в молдавской политике".

Член КСТР Николай Дамаскин сообщил DW, что в своей деятельности Совет руководствуется исключительно законом. "Мы изучили концепцию нового телеканала, его программы и убедились в том, что российские новости из сетки вещания исключены", - рассказал он. По мнению Дамаскина, в Молдавии давно необходимо принять закон о безопасности информационного поля, но пока депутаты парламента "не хотят этим заниматься".

Но есть интернет

Старший научный сотрудник Академии наук Молдавии, политолог Николай Цвятков напомнил в интервью DW, что "полгода назад Госдепартамент США выделил внушительную сумму на борьбу с российской пропагандой", и теперь "проявления российской пропаганды находят в разных уголках общественной жизни". По мнению эксперта, плюрализм мнений соблюдать необходимо, но на молдавском телевидении, "где представлены и российские, и румынские, и украинские телеканалы" он и так соблюдается.

Мнения телезрителей расходятся. Так, менеджер одного из кишиневских магазинов Лилия Болбочану поддерживает идею запретить в Молдавии трансляцию российских телеканалов, "так как они затуманивают людям мозги и вмешиваются в наши внутренние дела. На них часто негативно отзываются о нашей стране".

А предприниматель Анатолий Дука недоумевает, почему НПО "озаботились именно российской пропагандой и не обращают внимания на русофобские сюжеты и заявления", которые порой "транслируются по местным телеканалам". С его точки зрения, "бессмысленно вводить запреты на телетрансляцию, когда любой может получить информацию из интернета, который есть в любом молдавском селе".

По результатам Барометра общественного мнения, объявленным в Кишиневе 8 декабря, для 84 процентов населения основным источником получения информации является телевидение, для 41 процента - интернет.

Реклама