Кишинев и Тирасполь борются со свободой слова | Европа и европейцы: новости и аналитика | DW | 03.06.2013
  1. Inhalt
  2. Navigation
  3. Weitere Inhalte
  4. Metanavigation
  5. Suche
  6. Choose from 30 Languages

Европа

Кишинев и Тирасполь борются со свободой слова

В Тирасполе закрываются интернет-сайты, в Кишиневе - телеканалы. Местные эксперты говорят о политическом давлении и цензуре, международные - о нарушении прав человека.

Тирасполь борется со свободой слова в интернете, Кишинев - на телевидении. С 8 мая для жителей непризнанной Приднестровской республики заблокированы интернет-ресурсы и социальные форумы, где критиковалась власть. Телезрители правобережной Молдавии лишены возможности смотреть передачи единственного оппозиционного телеканала NIT, закрытого в апреле 2012 года по решению Координационного совета по телевидению и радиовещанию (КСТР). Сейчас они могут остаться без другого популярного телеканала - Jurnal.tv, - над которым навис дамоклов меч банкротства. Можно ли сравнивать Кишинев и Тирасполь в тех мерах, которые они принимают по ограничению свободы слова, и что думают по этому поводу эксперты и общественность, выяснял корреспондент DW в Молдавии.

Цензура в интернете

Прямой доступ приднестровских пользователей интернета к десяти популярным социальным сайтам был заблокирован почти месяц назад без какого-либо предупреждения и официального оповещения. Закрыт Социальный форум Приднестровья, который ежедневно посещали около 10 тысяч человек. В свое время, говорит в интервью DW одна из жительниц Тирасполя, попросившая не называть ее имя, именно этот форум "сыграл огромную роль, чтобы привести к власти молодого политика Евгения Шевчука. Теперь, когда его стали критиковать, все дискуссионные площадки, где люди могли свободно высказываться, блокируются по непосредственному указанию властей".

Руководство региона не дает никаких официальных комментариев по этому поводу. Глава непризнанной республики Евгений Шевчук разместил на своей страничке в одной из социальных сетей короткий комментарий, в котором назвал заблокированные сайты "анонимной мусоркой". Он напомнил, что в Приднестровье нет уголовной ответственности за клевету, и предложил владельцам сайтов зарегистрировать их как СМИ. Приднестровский политолог Андрей Сафонов назвал это предложение "политической акцией и фактической цензурой".

Миссия ОБСЕ в Кишиневе обеспокоена создавшимся положением. "Действия по закрытию интернет-сайтов нарушают права человека", - прокомментировала ситуацию для DW пресс-секретарь миссии ОБСЕ в Молдавии Паула Редондо.

Довести до банкротства

"Не припомню, чтобы в Кишиневе закрывались сайты и форумы, - делится своим мнением с DW приднестровский политический аналитик Сергей Ильченко. - Но там сложнее это сделать, есть несколько провайдеров. У нас рынок интернет-услуг монополизирован компанией "Интерднестрком", на которую власти могут просто надавить".

Если в Тирасполе нарушается свобода слова, в том числе из-за отсутствия конкуренции среди интернет-провайдеров, то популярный в Кишиневе телеканал Jurnal.tv из-за конкуренции может быть закрыт. Больше года тянется его тяжба с медийным соперником - телеканалом Publika.tv -, затребовавшим от ответчика астрономическую для Молдавии сумму в 21,6 миллиона леев (свыше 1 миллиона 700 тысяч долларов), ареста имущества и банковских счетов за нарушение авторских прав и нелояльную конкуренцию. 22 мая Высшая судебная палата Молдавии отменила решение Апелляционного суда, признавшего иск необоснованным.

Александр Петков

Александр Петков

Руководство Jurnal.tv считает, что судебный процесс является "давлением со стороны политика-олигарха Влада Плахотнюка". Именно он, говорится в распространенном заявлении телеканала, "стоит за спиной компании Stiri Media Grup", бывшего владельца Publika.tv. С этим согласен вице-председатель парламентской комиссии по СМИ Александр Петков. "Jurnal. tv настойчиво освещал обстоятельства рейдерских атак на молдавские банки с участием судей, в которых подозревается Плахотнюк", - заявил он корреспонденту DW.

Ситуация под контролем

Петков настаивает на осуществлении специального парламентского контроля над "делом Jurnal.tv". "И мы будем отслеживать ситуацию очень внимательно, свобода СМИ будет проинспектирована, потому что это очень важный аспект для нас, для Европейского Союза", - сказал в интервью DW спецпредставитель ЕС в Кишиневе Дирк Шубель. Он выразил надежду, что Jurnal.tv не разделит судьбу оппозиционного телеканала NIT, закрытого в апреле 2012 года.

Дирк Шубель

Дирк Шубель

2 мая Высшая судебная палата Молдавии подтвердила решение Координационного совета по аудиовизуалу о лишении оппозиционного телеканала NIT лицензии. На встрече с молдавскими журналистами в Таллине депутат эстонского парламента Марианна Микко призналась, что была "шокирована закрытием этого телеканала", но "суд есть суд". Руководство канала собирается оспорить решение молдавской Фемиды в Европейском суде по правам человека.

Реклама