В румынской газете спорят ″хозяйствующие субъекты″ | Европа и европейцы: новости и аналитика | DW | 20.11.2004
  1. Inhalt
  2. Navigation
  3. Weitere Inhalte
  4. Metanavigation
  5. Suche
  6. Choose from 30 Languages
Реклама

Европа

В румынской газете спорят "хозяйствующие субъекты"

Германский газетный концерн WAZ и бухарестская газета "Романия либера" в конфликте. WAZ, владелец издания, заинтересован в тираже. Редакторы отстаивают политическое лицо газеты.

Штаб-квартира WAZ в Эссене

Штаб-квартира WAZ в Эссене

Большинство акций румынской оппозиционной газеты "Романия либера" принадлежит германскому газетному концерну WAZ (Westdeutsche Allgemeine Zeitung). Редакторы в Бухаресте жалуются на постоянные вмешательства со стороны германского менеджмента, который якобы не устраивает критический тон газеты в отношении румынского правительства. В WAZ на это возражают: инвесторов интересует успешность бизнеса, а не политическое влияние. С другой стороны, не является тайной дружба между руководителем WAZ Бодо Хомбахом (Bodo Hombach) и румынским премьер-министром Андрианом Настасе. Страсти накалились накануне предстоящих 28 ноября выборов в Румынии, результаты которых для нынешней власти не являются гарантированными.

Как рассказывает корреспондент "Немецкой волны" Эберхард Нембах, журналисты румынской газеты работают в мрачном редакционном помещении, доставшимся им в наследство еще от коммунистических времен. Несмотря на скромный тираж, "Романия либера" имеет влияние и репутацию стойкого критика нынешнего политического режима в Румынии. В последнее время редакция работает под руководством немецкого менеджмента. Четыре года назад основным держателем пакета акций газеты стал концерн WAZ, известный своей приверженностью левым политическим взглядам. Однако "Романия либера" отстаивает консервативный курс.

Стабильная редакционная политика

Клаус Овербек (Klaus Overbeck), руководитель отделения WAZ в Бухаресте, не видит в этом проблем: "В 2000-м году, когда мы приобрели газету, это было издание с выраженным направлением. И мы это знали. WAZ владеет 38 газетами в разных странах. И если бы мы под влиянием таких факторов, как предвыборная ситуация, меняли бы редакционную политику, это означало бы только ущерб. Кончено, это делать нельзя".

Менеджеру возражает редактор отдела политики. Она так описывает реальную ситуацию: "Разумеется, г-н Овербек не хватает никого за руку с указаниями, что мы должны писать и что не должны. Но его заместитель и некоторые другие руководители совершенно определенно дают нам понять, что PSD, правительственную партию социалистического направления, мы не может подвергать острой критике".

Друг канцлера создал проблемы

Один из ветеранов редакции Петре Михай Бакану добавляет: "Редакторы проявляют солидарность со мной и друг с другом. С WAZ мы имели четкую договоренность: я руковожу редакцией, WAZ – бизнесом. Проблемы начались с приходом Бодо Хомбаха к руководству WAZ".

Бодо Хомбах, бывший политик СДПГ и друг канцлера Шредера, имеет контакты с румынским премьером Настасе. Редакторы полагают, что давление на редакцию накануне предстоящих выборов, непростых для Настасе, не является случайным совпадением: "Романия либера" является одним из последних рупоров оппозиции. В WAZ считают, что Бакану пытается делсть политику за счет издателя и заодно повышает свой собственный авторитет. По словам Овербека, главный редактор блокирует новые рубрики, которые помогли бы привлечь дополнительную аудиторию читателей, чтобы поднять тираж.

По всем фронтам

Борьба между владельцем и редакцией ведется всеми средствами, и дело может дойти до суда. WAZ хочет сместить Бакану с поста председателя совета директоров и блокирует банковские счета. Попытка воздействия издательских менеджеров на редакцию через типографию натолкнулась на сопротивление ее сотрудников, которые проявляют солидарность с газетой. (бб)

Контекст