1. Inhalt
  2. Navigation
  3. Weitere Inhalte
  4. Metanavigation
  5. Suche
  6. Choose from 30 Languages

Россия

Cобытия в Междуреченске: тест на правду для российских СМИ

Поиск правды о ситуации в Междуреченске и на шахте "Распадская" осложнен отсутствием достоверной и полной информации. Официальные СМИ молчат про акции протеста, оппозиционные не дают общую картину.

Спасательные работы на шахте Распадская

Спасательные работы на шахте "Распадская"

Новость о том, что на угледобывающей шахте "Распадская" на Кузбессе в ночь на 9 мая прогремели два взрыва, в результате которых погибли несколько десятков человек, появилась во всех СМИ уже утром. Несколько дней страна следила за тем, как идут поисково-спасательные работы, вела счет погибшим и искала виновных. Однако после 14 мая, объявленного на Кузбассе днем траура, ситуация резко изменилась. Информация о том, что прощание с погибшими горняками переросло в социальные волнения в шахтерском городке Междуреченске, центральными российскими телеканалами была напрочь проигнорирована.

Два мира - две политики

Сведения, предоставляемые разными СМИ, в первую очередь, сетевые, могли противоречить друг другу. Одни, в частности, российская "Независимая газета" и американская New York Times, рассказывали об отчаявшихся шахтерах Междуреченска, перекрывших железнодорожные пути, о жестокостях со стороны бойцов ОМОН, пустивших в ход дубинки, о десятках задержанных, которых силой доставляли в милицию. Другие масс-медиа, например, информационное агентство "РИА-Новости" рисовали иную картину, сообщая о том, что протестующие, блокировавшие железнодорожные пути, задержали более 20 грузовых поездов, оказали ожесточенное сопротивление сотрудникам милиции, так что были ранены 17 омоновцев. А Первый канал, телеканал "Россия", НТВ и другие все это время говорили о чем угодно, только не о стихийной акции протеста горняков.

Официальные государственные СМИ более интересовала реакция власти, причем не на события в Междуреченске, а на ситуацию, сложившуюся непосредственно на шахте "Распадская". Несколько дней подряд главной персоной для новостей был директор шахты Игорь Волков. Сначала по информационным агентствам и центральным федеральным каналам прошла новость о том, что руководитель шахты отказывается покинуть свой пост. Затем достаточно подробно освещалось совещание, которое 17 мая провел премьер-министр России Владимир Путин. После того, как стало очевидно, что глава кабинета министров недвусмысленно заявил, что недоволен работой Игоря Волкова, директор шахты "Распадская" подал в отставку.

Одновременно с этой новостью в Интернете появилась информация о том, что организация "Союз жителей Кузбасса" грозит новыми акциями протеста, причем не только в Междуреченске. Якобы, от имени союза Дмитрию Медведеву было направлено открытое письмо, в котором среди прочего содержалось требование о повышении зарплаты шахтерам в три раза. Для того чтобы услышать ответ от властей, говорится в письме, 22 мая жители соберутся у зданий городских администраций. Между тем инициативная группа работников "Распадской", участвовавшая в субботнем митинге, заявила, что к письму отношения не имеет, и призвала жителей не поддаваться на провокации. Представитель "Союза жителей Кузбасса" Елена Першина также заявила журналистам, что сотрудники мероприятия не перекрывали железную дорогу в субботу, а участвовали только в несанкционированном митинге. Последнюю информацию разместили на своих страницах единичные СМИ.

Эксперты обсуждают

Информационный портал lenidat.ru провел опрос среди журналистов, в котором попытался выяснить отношение самих работников СМИ к тому, как их коллеги освещают события в Междуреченске. Корреспондент петербургского бюро радиостанции "Свобода" Виктор Резунков считает, что "все, как всегда". "Замалчивая события, табуируя их, не предоставляя людям возможность высказать свое мнение, власти лишь усугубляют ситуацию", - заявил журналист.

По мнению же продюсера "Эха Петербурга" Валерия Нечая, в данном случае скорее можно говорить о перегибах на местах в исполнении сотрудников ФСБ Кемеровской области, чем о новом подходе российских властей к регулированию информационных потоков. "Люди, которые живут в Междуреченске, сегодня находятся в одной реальности, а Первый канал и "Россия" создали на экране новую реальность, принципиально иную, - отмечает Валерий Нечай. - Сколько за последнее время происходило техногенных аварий и терактов, но такого вмешательства не было. А если и было, то никогда не доходило до блокировки ресурсов".

Между тем, информационная блокада в Междуреченске возвращает к событиям августа 2009 года и освещению аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Тогда главный редактор интернет-журнала "Новый фокус" Афанасьев разместил в своем блоге информацию о том, что в затопленных помещениях ГЭС остаются живые люди, стук которых слышат спасатели. В итоге прокуратура Абакана возбудила уголовное дело в отношении журналиста по факту распространения в интернете заведомо ложных сведений. В Междуреченске ситуации с преследованием журналистов пока не отмечено, но по некотрым данным, была закрыта группа в социальной сети "В контакте", посвященная трагедии.

Как сообщает в своем ЖЖ политолог Марина Литвинович, модератор группы об аварии на "Распадской" была вызвана в ФСБ, после чего название группы изменили, а содержание активно чистят: вместо сообщений участников появилась официальная информация. Таким образом единственный источник, по которому можно было судить о том, как реагирует общество на события, происходящие в Междуреченске, оказался перекрыт. На момент закрытия группы, по некоторым сведениям, в нее вступили более 6 тысяч человек.

Информационная война продолжается

Новостью "номер 1" на 18 мая стало сообщение о том, что член Совета Федерации от Кемеровской области Сергей Шатиров заподозрил некие иностранные силы в причастности к народным волнениям в Междуреченске. По словам сенатора, к организации митинга шахтеров, который затем перерос в столкновения с ОМОНом, причастны некие "радикальные коммунистические структуры", которые он отнес к так называемым "оранжевым".

Ранее губернатор Кемеровской области Аман Тулеев заявил, что зачинщики беспорядков установлены, отмечает агентство "Интерфакс". По его словам, "идет раскачивание ситуации", властями области выявлены два британских сайта, четыре украинских и четыре московских, "которые рассказывают всякого рода страшилища о грабежах, убийствах и прочее". "Зачинщики известны, ничего у них не получится", - сказал Тулеев в ходе селекторного совещания с участием Владимира Путина.

Автор: Егор Виноградов, Москва
Редактор: Глеб Гаврик

Хроника

Контекст