1. Inhalt
  2. Navigation
  3. Weitere Inhalte
  4. Metanavigation
  5. Suche
  6. Choose from 30 Languages

Россия

Эксперты: Почему Newsweek не прижился в России

Журнал "Русский Newsweek" прекратил свое существование. По экономическим или по политическим причинам? Эксперты расходятся во мнении. В одном они едины: закрытие журнала - большая утрата для российского медиарынка.

Газетный стенд в Москве

"Русский Newsweek – наш журнал с мировым именем" - под таким брендом проект стартовал в 2004 году. Молодой, дерзкий, независимый - издание должно было стать таким же, как имидж его первого главного редактора Леонида Парфенова, которого в 2007 году сменил Михаил Фишман. Тираж еженедельника составлял 50 000 экземпляров. Все шесть лет он оставался нерентабельным. Ссылаясь на это, издательский дом "Аксель Шпрингер Раша", дочернее предприятие немецкого концерна Axel Springer AG, остановил выпуск журнала.

Провальный бизнес-план?

Галина Вороненкова

Галина Вороненкова

Политической подоплеки в закрытии издания нет, считает профессор журфака СПбГУ, один из авторов книги "Массмедиа российского мегаполиса" Дмитрий Гавра. По его мнению, бизнес-проект в условиях российского рынка СМИ изначально был обречен на провал. Во-первых, целевая аудитория еженедельника фактически ограничивается политической и бизнес-элитой Москвы и Петербурга. Во-вторых, рынок новостей, требующих объяснения, в России гораздо меньше, чем на европейском пространстве. "Очень многие политические события прогнозируемы, объяснения их очевидны", - говорит Гавра. В-третьих, англо-саксонский формат журнала - "не новостной и не совсем аналитический" - не прижился в России, считает профессор.

Главный редактор русского издания Forbes Максим Кашулинский еще в мае 2009 года пророчил печальную участь еженедельным журналам в России. Чтобы быть конкурентоспособными, им нужно вкладывать много средств в журналистский штат. "Экономическая модель еженедельника такого штата вынести не может", - писал Кашулинский в своем блоге Kashulinsky.livejournal.com. По данным журнала Spiegel, русская версия Newsweek приносила 1 миллион евро убытков в год.

…Или политическая подоплека?

Немецкий журнал Spiegel назвал "Русский Newsweek" в своей публикации "бастионом свободы прессы в России". Влиятельное издание из Германии считает закрытие "Русского Newsweek" сигналом усиления политического давления Кремля.

Для директора Свободного российско-германского института публицистики Галины Вороненковой закрытие журнала не стало неожиданностью: "Если вспомнить все нападки, судебные иски, то меня не удивляет, что терпению издательства пришел конец". В последние два года иск в суд на журналы издательства "Аксель Шпрингер Раша" подавали, в том числе, движение "Наши" и супруга бывшего мэра Москвы Елена Батурина.

Взгляд изнутри

По мнению сотрудника интернет-редакции "Русского Newsweek" Александра Тушкина, журнал был вытеснен с рынка "цифровыми носителями, прежде всего интернет-СМИ". "Мы пытались спасти ситуацию, запустили в сентябре новую версию сайта. Но, как видим, это не помогло", - рассказал Тушкин.

19 октября у редактора и его коллег последний рабочий день. По его словам, в издательском доме от прежней команды останется человек десять из шестидесяти.

В понедельник гендиректор "Аксель Шпрингер Раша" Регина фон Флемминг собрала всех сотрудников и произнесла речь на английском языке. По словам Тушкина, она назвала ситуацию на рынке российских СМИ "кошмаром". Переговоры о продаже "Русского Newsweek" велись с восемью российскими издательствами. Фон Флемминг связывает их отказы с политической линией журнала.

Большая утрата

Многоэтажное здание издательства Axel Springer AG

Издательство Axel Springer AG в Берлине

"Закрытие журнала - большая утрата для России", - говорит Галина Вороненкова. По мнению московского профессора, бывшие читатели Newsweek, владеющие иностранными языками, будут искать замену журналу на страницах аналогичных зарубежных изданий. Другие же перейдут на "Эксперт" или "Итоги".

По мнению Дмитрия Гавры, закрытие журнала особенно опечалит "элитного потребителя". Однако в другие печатные СМИ он не уйдет, а останется на прежнем месте - в глобальной Сети. По мнению аналитика, бóльшая часть аудитории политических еженедельников используют электронную, а не печатную версию СМИ.

Издательский дом "Аксель Шпрингер Раша" в перспективе планирует расширять присутствие в России, сказал официальный представитель Axel Springer AG Кристиан Гаррельс (Christian Garrels) в интервью BFM.ru. В апреле 2010 года этот концерн приобрел у другого издательского дома - Gruner+Jahr журналы Geo, Gala Биография, Geo Traveller и Geoлёнок. ИД продолжает издавать журнал Forbes, российскую версию журнала Computerbild, журнал о знаменитостях OK!.

Автор: Ольга Капустина
Редактор: Андрей Кобяков

Контекст

Архив