1. Inhalt
  2. Navigation
  3. Weitere Inhalte
  4. Metanavigation
  5. Suche
  6. Choose from 30 Languages

Экономика

"Чума для культуры"

20 лет назад в Германии начало свою работу кабельное частное телевидение.

default

"Чумой для культуры", еще более опасной, чем ядерная энергетика, считал частное телевидение тогдашний федеральный канцлер Гельмут Шмидт. В 1980-м году введение частных телеканалов было в Германии главной темой предвыборных дебатов. Правящая коалиция социал-демократов и либералов полагала, что появление – наряду с первым и вторым каналами общественно-правового телевидения – ARD и ZDF, - еще и частного кабельного телевидения создаст угрозу основным структурам демократического общества, нанесет ущерб формированию плюрализма мнений. Ну, и нарушит мир и покой в семьях, затопив потребителей низкопробной продукцией. Таковы были в 1980 году аргументы правящей коалиции из социал-демократов и либералов.

В рядах оппозиционной тогда ХДС тоже не было единства. И всё же большинство христианских демократов высказалось тогда за открытие сети телевещания для частных компаний. По мнению оппозиции, первый и второй каналы общественно-правового телевидения должны прекратить свою воспитательную работу с населением. Им предстоит погибнуть или выстоять в конкурентной борьбе.

А что думал тогда об этом зритель? Справедливости ради нужно сказать, что зрителя не очень-то спрашивали. С 1970-х годов, когда спутниковая и кабельная техника только начала разворачиваться, в западногерманском обществе шли споры о всевластии концернов, способных манипулировать массами. Кроме того, партийные лидеры опасались, что население отвернется от программ общественно-правового телевидения. Фактически – через систему управления этими каналами – именно партии, делегирующие в наблюдательные советы своих представителей, являются коллективным контролером политической нейтральности первого и второго каналов немецкого телевидения.

60 судебных заседаний за два года, 136 томов дела о разрешении частных каналов, новая техника наготове, идеи "другого" телевидения роятся в воздухе, и ничего не происходит!

И тогда некоторые региональные газеты и политики приступили к выпуску получасовых любительских программ, которые на видеокассетах распространялись по пивным и вокзалам.

Этот сигнал с мест был быстро воспринят Федеральным конституционным судом, который постановил отменить монополию на телеэфир. Начался пилотный проект летом 1982 года в Людвигсхафене. Полтора часа новостей без картинок, показ работ местных художников, после чего 20 часов телевизор работал, как газета. И было это в 1984 году. Лишь год спустя, в 1985, 160 книгоиздательств учредили совместный телепроект SAT 1, а медийный концерн RTL-Plus развернул свою программу из Кельна. В 1984 году кабельное телевидение не приносило дохода. К нему было подключено в Германии лишь 20.000 домов и квартир. К 2000 году доход от рекламы только концерна RTL достиг 3-х миллиардов марок.

"Говорящие головы", психопорнография, "душевный" стриптиз, биржевая лихорадка, - частное телевидение дало зрителю больше разнообразия, чем человек способен переварить. Хорошо это или плохо? Есть ли доказательства, например, тому, что склонность к немотивированному насилию среди молодежи воспитывается телевидением? Или этот чудесный мир позволяет остаться в себе навсегда миллионам, десяткам миллионов одиночек, не получивших от реальной жизни и миллионной доли того, что им дано каждый день в нелиняющей красочной "герцовке" мерцающего экрана?

Новости

Контекст