1. Inhalt
  2. Navigation
  3. Weitere Inhalte
  4. Metanavigation
  5. Suche
  6. Choose from 30 Languages

Европа

Украинские власти лишили лицензии оппозиционную радиостанцию "Континент"

Руководство киевского радио "Континент" будет бороться за право продолжения вещания на частоте 100,9 FM.

default

Сергей Шолох

Руководитель радиостанции Сергей Шолох в интервью "Немецкой волне" выразил своё возмущение передачей Нацсоветом Украины по телевидению и радиовещанию лицензии на вещание на частоте, где идут передачи "Континента", другой станции.

Сергей Шолох:

- Хотя наша лицензия выдавалась на десять лет, в январе этого года нас опять "выставили на конкурс". Мы подали в суд 31 января, с тех пор длятся судебные иски, разбирательства. Но несмотря на то, что судебное разбирательство не закончено, Национальный совет по ТВ и РВ 25 декабря, как раз на Рождество, сделал нам "подарок" и выдал лицензию другой компании на нашу частоту. Это антизаконно. Потому что согласно украинским законам до завершения судебного расследования и решения суда Нацсовет не имел права принимать какие-либо решения по этому поводу. Естественно, мы опять обратились в суд. Сейчас я как раз занимаюсь этой проблемой, чтобы до Нового года уже было решение суда запретить вещание на этой частоте той компании, которая получила лицензию.

Чиновники, выдававшие лицензию, конечно, не ошиблись. Слишком уж громкое это дело. Представители различных международных организаций неоднократно обращались с призывом к украинскому президенту Леониду Кучме не лишать оппозиционную радиостанцию лицензии на вещание. Но киевские власти к мнению Запада не прислушались.

QSL-Karte Ukraine

По мнению Сергея Шолоха, одна из главных причин лишения лицензии заключается в том, что радио "Континент" является ретранслятором программ западных иновещательных радиостанций – "Немецкой волны", Би-Би-Си и "Голоса Америки". Через три месяца на Украине должны пройти парламентские выборы. И Кучма боится, что радио "Континент" может помешать избранию преданных ему людей в Верховную Раду.

Сергей Шолох:

- Я считаю, что задача была поставлена – выключить из эфира на время избирательной кампании западные радиостанции. Потому что в январе-феврале-марте это получит уже совершенно иную огласку. В Украине будут международные наблюдатели и т.д. Поэтому задача, чтобы до 1 января нас не стало в эфире. И они всячески пытаются достичь этой цели... Я думаю, что это заказ от администрации президента.

Заместитель главы Нацсовета по телевидению и радиовещанию Никита Потураев в интервью "Немецкой волне" отверг обвинения в политической подоплёке произошедшего.

Никита Потураев:

- Очень легко списать все экономические трудности на политическую заангажированность любых государственных или негосударственных органов. Возможно, это простейший путь оправдаться перед партнёрами и кредиторами. Что касается того, законно это или незаконно, то мы провели юридическую экспертизу и, получив положительный результат, осуществили свои действия... По документам было абсолютно очевидно, что предприятие является банкротом, поскольку задолжало Государственному инновационному фонду огромную сумму денег. У "Континента" не было никакого плана реструктуризации этого долга либо договорённости с кредитором о погашении или списании долга. И вот что ответил на слова замглавы Нацсовета руководитель радио "Континент" Сергей Шолох:

- Это полностью надуманная информация, потому что есть даже два долга. Один, якобы, за неоплаченную лицензию, хотя украинским законодательством это не предусмотрено. Несмотря на это мы, кажется, пять или шесть писем написали в Национальный совет, где мы написали, что если мы действительно должны что-то заплатить, давайте нам платёжные документы, мы тут же согласны все оплатить. Но документ этот нам не был предоставлен. Что касается второго долга, долга Государственному инновационному фонду, то да, мы брали у них займ, но ещё до истечения кредитного договора президент своим указом ликвидировал эту организацию. И её как юридического лица сейчас просто нет. Мы обращались тоже в разные органы, в казначейство, спрашивали, куда надо вернуть деньги, но ответа нет. Мы опять-таки подтверждали письменно, что мы готовы вернуть деньги, это не такая большая сумма, мы готовы вернуть её в любой момент, но юридического лица, т.е. второй стороны договора просто нет. Она ликвидирована указом президента ещё 15 декабря 1999 года. Мы же не можем просто взять чемодан денег и принести кому-то, отдать, сказать: "Вот, мы вернули".

Лицензию на вещание на частоте, на которой сейчас транслируются передачи радио "Континент", украинский Нацсовет по ТВ и РВ выдал харьковской ТРК "Оникс".

Сергей Шолох:

- Радиостанцию "Оникс", с одной стороны, подставили, чтобы ими нас давить. Нужно было кого-то на наше место поставить. Но, с другой стороны, она, скажем так, принадлежит политическим лидерам или олигархам, которые пытаются захватить в свои руки как можно больше масс-медиа в Украине. В Украине проблема в том, что никто точно не знает, кто чем владеет. Если говорить про Германию, то есть Лео Кирх, и все знают, что у него в руках. Есть Руперт Мэрдок, все знают, чем он владеет. С другой стороны, есть в России тот же Березовский или Гусинский, и все знают, что им принадлежит. В Украине же все только догадываются. Говорят, вот Виктор Пинчук владеет тем-то, тем-то и тем-то, но никогда никто не может это документально подтвердить. Единственное, что точно можно сказать, что телекомпанию "ТЭТ" купил футбольный клуб "Динамо" (Киев), которым владеет частично Суркис. Вот здесь вроде бы можно сказать нечто определённое. Всё остальное, там, что принадлежит Волкову, что Пинчуку, что Суркису и Медведчуку, всё это домыслы, разговоры. Одни говорят, что это господин Волков, другие называет Рината Ахметова, третьи говорят, что это Инна Богословская. Или же их интересы настолько слиты, что действительно все трое могут быть заинтересованы в этой станции.

Radio Kontinent - Redaktion

Георгий Гонгадзе в редакции радио "Континент"

Сергей Шолох уверен, что происходящее вокруг радио "Континент", информационную службу которого в свое время возглавлял убитый журналист Георгий Гонгадзе, это в своём роде показательный процесс.

Сергей Шолох:

- Нечто похожее было и с Гонгадзе. Ведь сам Гонгадзе не был страшен для системы. Он не владел ни документами какими-то опасными, ни там страшное чего-то такое писал. Но это был своего рода прецедент. Если бы его не уничтожили, то через полгода таких, как Гонгадзе, стало бы пятьдесят или сто. И вот это было бы страшно для системы. Потому что другие бы смотрели, ага, вот он же пишет, он же говорит правду и ничего ему за это не делают. Значит, и мы хотим так же. То же самое и с "Континентом". Если "Континент" удастся им сейчас закрыть, то тогда все другие радио- и телекомпании страны, которые следят за этим, т.е. их владельцы, сразу же "лягут", как у нас говорят, отключат "Немецкую волну", Би-Би-Си, "Голос Америки" и "Свободу" и скажут: "Нет, лучше мы тихонько переживём это, но останемся живы, потому что если мы будем идти по пути, по которому идёт "Континент", нас тоже закроют, у нас заберут лицензию и всё". То есть это как бы показательный процесс, дабы другим не повадно было.

Sergie Scholoch während der Pressekonferenz

Сергей Шолох на конференции, посвященной защите свободы слова, организованной "Немецкой волной"

Главный редактор программ иновещания "Немецкой волны" Дитрих Шлегель во вторник осудил решение Нацсовета по ТВ и РВ Украины отозвать лицензию на вещание у радио "Континент". Это решение должно заставить замолчать перед выборами последнюю оппозиционную радиостанцию в Киеве, подчеркнул Шлегель. В свою очередь руководство Би-Би-Си заявило, что "процесс получения лицензии, который пришлось пройти радио "Континент", был беспорядочным и предвзятым. Трудно не сделать вывод о том, что решение было политически мотивированным".

Лишение радио "Континент" лицензии вызвало волну возмущения и на Украине. Специалисты говорят об очередной атаке на свободу слова. Захар Бутырский сообщает подробности:

- Президент Академии украинской прессы Валерий Иванов убеждён, что ключевую роль в принятии решения Нацсоветом сыграл тот факт, что "Континент" ретранслировал передачи трёх западных радиостанций. Он обратил внимание на непоследовательность членов Нацсовета, которые до последнего времени не имели претензий к финансовой деятельности "Континента", а потом это стало главной причиной лишения лицензии. Посольства сразу трёх стран – США, Германии и Великобритании – инициировали переговоры с Нацсоветом по телерадиовещанию, однако Нацсовет убеждал, что всё упирается в финансовую несостоятельность "Континента". Знатоки политической конъюнктуры сомневаются, что до парламентских выборов 2002 года независимые новости будут допущены в эфир. Ведь ровно четыре года назад, прямо в новогоднюю ночь, сняли с эфира независимую аналитическую телепередачу "Писля мова". Прямо накануне выборов.

Контекст