Узбекистан против журналистов? | Центральная Азия - события и оценки | DW | 17.08.2005
  1. Inhalt
  2. Navigation
  3. Weitere Inhalte
  4. Metanavigation
  5. Suche
  6. Choose from 30 Languages

Центральная Азия

Узбекистан против журналистов?

Правозащитники провели мониторинг нарушений прав СМИ

Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз», штаб-квартира которого находится в Казахстане, опубликовал результаты мониторинга нарушений прав СМИ в соседнем Узбекистане. Период исследования - июль текущего года.

Надо отметить, в исследовании упоминается и корреспондент «Немецкой Волны» в Бухаре Обид Шабанов. В отчете, в частности, говорится, что в представительстве АО «Узбекнефтегаз» репортеру отказали предоставить информацию, которая ему была необходима для объективного освещения событий.

Между тем, журналисты в Узбекистане частенько оказываются в ситуациях и пострашнее. Подробности – в сообщении нашей алма-атинской корреспондентки Зарины Козыбаевой:

Несмотря на большое количество нарушений свободы слова, отмеченных фондом «Адил Соз» по Узбекистану за июль этого года, сами сотрудники фонда отмечают, что по сравнению с началом года, ситуация в Узбекистане изменилась в лучшую сторону. Так, в интервью «Немецкой волне» юрист фонда «Адил Соз» Тимур Алижанов отметил:

- В период буквально с начала 2005 года журналисты были напуганы, а сейчас уже они более свободно себя чувствуют. Мое мнение такое. Стало поменьше самоцензуры у журналистов. Хотя увеличились случаи угроз и нападений.

Довольно подробно в мониторинге фонда «Адил Соз» рассказывается об угрозах и нападениях на журналистов. Так, например, 6-го июля в Бухарской области был избит неизвестными независимый журналист Ражаббой Раупов, после чего он был госпитализирован с черепно-мозговой травмой. Возможно, причиной нападения на журналиста стали опубликованные им материалы о махинациях районного хокима.

Кроме того, «Адил Соз» отмечает и давление со стороны силовых структур Узбекистана на международные неправительственные организации, оказывающие поддержку местным СМИ. 19 июля 2005 года прокуратура одного из районов Ташкента выдвинула исковое заявление в отношении представительства организации «Интерньюс Нетуорк». Прокуратура потребовала прекратить ее деятельность в Узбекистане.

В мониторинге «Адил Соз» отмечается и тот факт, что государственные СМИ Узбекистана повсеместно распространяют информацию о том, что зарубежные журналисты, описывающие андижанские события, искажают действительность. Так, например, в документальном фильме «Ночь, потрясшая долину», показанном 16 июля 2005 года по первому каналу узбекского телевидения, подчеркивается, что корреспонденты зарубежных СМИ брали интервью у террористов и тем самым предоставляли им политическую трибуну. А в газете «Вести Каракалпакстана» было опубликовано письмо, в котором начальник секретариата Комитета женщин Совета министров Республики Каракалпакстан г-жа Каландарова заявляет о том, что она якобы была «шокирована клеветническими нападками некоторых зарубежных СМИ, которые распространяли грязную клевету о расстреле мирной демонстрации в Андижане».

Не лучшим образом обстоит дело и на телерадиовещательном рынке. По словам сотрудников фонда «Адил Соз», власти Бухары в третий раз за последние шесть месяцев приостанавливают деятельность телекомпании «Коинот». В последний раз причиной приостановления деятельности телекомпании якобы стало отсутствие у нее лицензии на вещание. По данным «Адил Соз», последнее постановление кабинета министров Республики Узбекистан о порядке получения лицензий сделало это самое получение практически невозможным.

Зарина Козыбаева, Алма-Ата