1. Inhalt
  2. Navigation
  3. Weitere Inhalte
  4. Metanavigation
  5. Suche
  6. Choose from 30 Languages

Фокус

Туркменбаши: подарок свободной прессе

Ко дню свободы средств массовой информации мы – сотрудники радиостанции "Немецкой Волны" получили подарок от руководства Туркмении. Доступ к сайту "Немецкой Волны" в Интернете был закрыт для граждан республики.

default

"В скором времени в Туркменистане будет прекращена подписка на российские СМИ."

Впрочем, помимо нашего, были закрыты и другие сайты: "Евразия", "Гундогар", "Время Новостей", "ЦентАзия", "Эркин Туркменистан" и "Комсомольская Правда". Их перечислил в письме МИДу Туркменистана представитель ОБСЕ по вопросам свободы прессы Фраймут Дуве. В обращении Фраймута Дуве говорится также, что в Туркменистане абсолютно отсутствуют права людей на свободу выражения своего мнения.

Что ж, приятно ощущать себя не в одиночестве, а в компании. И в связи с таким вниманием, проявленным режимом Туркменбаши к интернету, возникают два вопроса: "почему нас" и "почему сейчас".

Передает корреспондент "Немецкой Волны" в регионе Ораз Сарыев:

"На одном из заседаний правительства в мае 2001-года президент Туркменистана Сапармурат Ниязов отметил, что было бы лучше, если бы государство взяло на себя роль провайдера, осуществляюшего хостинг веб-страниц. Государственному унитарному учреждению "Туркментелеком" были переданы все функции провайдера, все остальные фирмы-провайдеры были лишены лицензии. "Туркментелеком" полностью начали контролировать органы безопасности.

Основанием для такого усиления контроля дал тот факт, что 1-го ноября 2001-года бывший премьер-министр республики Борис Шихмурадов объявил о своем переходе в зарубежную оппозицию и об открытии им веб-страницы "Гундогар". Оппозиционная партия Авды Кулиева также открыла свою веб-страницу "Эркин". Сайты радиостанции "Немецкая волна", "Свобода и Свободная Европа", российские центральные издания, в частности "Время новостей", стали более обширно освещать проблемы Туркменистана. Но режим Ниязова не может позволить своему народу знать правду о положении в стране. В результате мер по "усилению контроля" остались доступными только веб-страницы, восхваляющие Туркменбаши и его режим. Туркменистанцы могут открыть только веб-страницы Туркменистан.РУ, Рухнама.РУ, и некоторые другие "официозные" сайты.

В марте этого года на таможне аэропорта г. Ашхабада была изъята часть тиража доставляемый по подписке гражданам Туркменистана российской газеты "Комсомольская правда", так как в ней имелась критическая статья, описывающая ситуацию в Туркменистане. Но часть тиража все же попала на территорию Туркменистана. С тех подписчиков, которые получили данный номер газеты, работники правоохранительных органов взяли расписку о неразглашении прочитанного. Это пример того, как режим Туркменбаши создает информационную блокаду для своих граждан. Международные телефонные разговоры полностью прослушиваются.

Ответственный сотрудник государственного информационного агентства ТуркменПресс, пожелавший остаться неизвестным, сообщил корреспонденту "Немецкой Волны", что в скором времени в Туркменистане будет прекращена подписка на российские средства массовой информации. Также он сообщил, что все веб-страницы средств массовой информации, затрагивающие вопросы Туркмении, останутся не доступными для граждан Туркменистана."

А вот версия Максима Туполева, редактора "Евразии" - того веб-сайта, который оказался товарищем "Немецкой волны" по несчастью, или же счастью, быть закрытым в Туркменистане.

"Мне кажется, что сайт "Евразия" был закрыт в эти дни в связи с визитом в США Бориса Шихмурадова, лидера туркменской оппозиции. В Вашингтоне он имел ряд очень успешных встреч, и для многих стало очевидно, видимо даже в туркменских спецслужбах, что это начало конца диктатора Ниязова. И, естественно, единственное оружие, которым они могут пытаться это остановить – это прекратить любой поток информации. Естественно, о визите Шихмурадова в Вашингтон очень трудно узнать из других источников, а сайт "Евразия" очень активно о визите Шихмурадова пишет, и даже у нас планируется с ним интервью. Я думаю, в этом причина того, почему нас закрыли сейчас, а до этого не трогали. Что касается других стран региона, то, к сожалению, сайт "Евразия" очень жестоко преследуется во всех этих странах. Госдепартамент США в своем отчете по правам человека осветил очень интересную ситуацию, когда ценой огромных денежных вложений правительство Казахстана через двух своих интернет-провайдеров "зеркалило" нас, то есть создавало "зеркало", на которое отправляло всех посетителей и подписчиков. Естественно, эту процедуру мы не можем остановить, кроме как предлагать своим пользователям заходить на наш сайт через ряды прокси-серверов. Я думаю, что эта тенденция преследования интернета универсальна для всех этих режимов, потому что Интернет остался единственным средством, через которое люди могут получать объективную информацию. Наш сайт не является оппозиционным, у нас нет людей, которых мы выделяем или преследуем. В Казахстане мы очень давно писали о лидере казахстанской оппозиции господине Кажегельдине, но когда начались неприятности у "Демвыбора Казахстана", мы сразу предоставили наши страницы их пресс-службе и максимально размещали их материалы. Наша концепция – это размещать независимую информацию, которая не контролируется властями, и я думаю, что мы это делаем это достаточно успешно. И из статистики по нашему сайту мы видим, что нас читают очень часто люди из спецслужб этих стран. Из узбекских спецслужб нас часто читают, и пожалуй, среди подписчиков наших новостей их очень много. Но, я надеюсь, что это временная ситуация, что эти режимы развалятся и мы сможем функционировать в свободном пространстве."

Что же касается истории с закрытием доступа к сайту "Немецкой волны", то и мы, конечно, могли пострадать из-за большого внимания как к Борису Шихмурадову и другим туркменским оппозиционерам, да и вообще к республике. Однако должен отметить – я получил информацию о закрытии доступа на нашу страницу непосредственно после выхода там подробного материала об участии режима Туркменбаши в наркотрафике. Так что, возможно, речь здесь не только о борьбе с инакомыслием и с политическими оппонентами. Так что "думайте сами, решайте сами".

И в заключение – мнение ещё одного "пострадавшего". Журналист газеты "Время Новостей" Аркадий Дубнов так описал мне свое отношение к закрытию интернет-страницы его издания в Туркмении:

"Я считаю, что великий Сердар, то есть вождь всего народа, поступает совершенно правильно, закрывая, среди прочих, доступ в Интернете и к моей газете. Иначе его подданные обнаружат, что он никакой даже не вождь, поскольку не владеет всей полнотой информации о том, что происходит в его стране, о том, что думают о нем люди внутри Туркменистана и вне его, как он выполняет свои обещания, скажем, вести туркмен в золотой век. Вот забавный пример последних дней. Во время "каспийского саммита" Туркменбаши, отвечая на мой вопрос о судьбе известного конезаводчика, возродившего знаменитую ахалтекинскую породу коней, Гельды Кяризова, оказавшегося приговоренным к шести годам тюрьмы, начал рассказывать, что он украл лошадей, деньги, утверждал, что он – аморальный тип, поскольку три раза был женат. Те же обвинения на следующий день по туркменскому телевиднью повторил и председатель КНБ генерал Бердыев. Через пару дней я получил письмо жены Кяризова, где она страшно удивлялась, как может президент страны говорить о краже её мужем лошадей и денег, если даже туркменский суд не смог его в этом обвинить! Ну зачем, спрашивается, нужно Туркменбаши какие-то газеты читать самому и позволять читать их своим подданным, если они рушат картину мира, которую он сам нарисовал. Поэтому он бережется сам и бережет туркмен. Я его понимаю. Он ответственный вождь, он настоящий сердар."