1. Inhalt
  2. Navigation
  3. Weitere Inhalte
  4. Metanavigation
  5. Suche
  6. Choose from 30 Languages

Украина

Судьба украинского Euronews: за информацией - в конце года

Судьба телеканала Euronews на Украине остается неопределенной. В штаб-квартире телекомпании в Лионе говорят: обращайтесь за информацией в конце года. Что известно на данный момент?

Штаб-квартира Euronews в Лионе

Штаб-квартира Euronews в Лионе

Когда в августе 2011 года Euronews начал круглосуточное вещание на украинском языке, многие считали приход европейского информационного канала в украинское медиапространство знаковым событием. В последнее время, однако, украинская служба вынуждена бороться за выживание. После Евромайдана Euronews сменил партнера на Украине, а в этом году вообще может прекратить вещание на украинском языке.

Как устроен Euronews

В начале 1990-х годов Европейский вещательный союз предложил ряду телерадиокомпаний создать европейский информационный телеканал. Идея многим понравилась. Уже в 1993 году в эфир вышли первые передачи Euronews, штаб-квартира которого расположена в Лионе. Сначала вещание осуществлялось на пяти языках. Сегодня количество языков увеличилось до 14. Среди них и украинский.

Зураб Аласания

Зураб Аласания

Один из самых известных информационных телеканалов Европы открыл украинскую редакцию в Лионе в августе 2011 года, а к концу того же года сформировал собственное бюро в столице Украины. Сотрудники киевского бюро заняты подготовкой эксклюзивных новостей для украинских зрителей, а также сюжетов и репортажей из Украины для международной аудитории.

Состав акционеров Euronews постоянно менялся. Сегодня их уже 21, включая и Национальную телекомпанию Украины (НТКУ), которая в сентябре 2005 года приобрела один процент акций. В 2015 году контрольный пакет акций Euronews (53 процента) выкупил египетский предприниматель Нагиб Савирис. Поскольку Euronews лишь частично финансируется за счет рекламы, существование его языковых служб зависит также от ежегодных лицензионных и членских взносов.

Злосчастный контракт

Функционирование украинской редакции Euronews ежегодно обходилось НТКУ приблизительно в 5,5 миллиона евро. Когда в 2014 году государственную телекомпанию возглавил Зураб Аласания, НТКУ уже задолжала Euronews по лицензионному договору около 11 миллионов евро. Генеральный директор компании хотел избавиться от финансового бремени.

"Так и не добившись от правительства хоть каких-то гарантий того, что долг будет оплачен, в 2015 году я не продолжил контракт с Euronews, чтобы не накапливались долги. Если бы я этого не сделал, то в феврале 2016 года долг автоматически составил бы 17 миллионов евро", - рассказал DW Аласания.

Дмитрий Фирташ

Дмитрий Фирташ

При этом, по его словам, в 2010 году контракт между НТКУ и Euronews был заключен на 6 лет, что являлось нарушением украинского законодательства, поскольку государственные учреждения не имеют права заключать соглашения более чем на год.

Сейчас между НТКУ и Euronews продолжается судебный процесс. Европейский канал хочет взыскать с НТКУ долг, а НТКУ подала встречный иск о признании договора от 2010 года недействительным из-за нарушения действующего законодательства. По словам Аласании, новый премьер-министр Украины Владимир Гройсман извещен о деталях дела, так что, возможно, правительство страны и Euronews начнут переговоры о реструктуризации долга.

"Роман с Фирташем"

В марте 2015 года Национальный cовет Украины по вопросам телевидения и радиовещания аннулировал лицензию НТКУ на спутниковую трансляцию украинской версии Euronews. Взамен партнером европейского канала на Украине стала медиагруппа Дмитрия Фирташа Inter Media Group, которая в апреле того же года получила лицензию на спутниковое вещание украинского Euronews.

У сторон были амбициозные планы развития проекта, в частности, планировалось создание новой студии в Киеве. Но пока эти планы так и остались планами. Более того, среди сотрудников украинской службы Euronews сейчас усиливаются слухи, что уже вскоре должна начаться официальная процедура ликвидации украинской редакции и к концу года ее коллектив будет уволен.

Оксана Романюк

Оксана Романюк

В штаб-квартире Euronews не подтвердили, но и не опровергли эти опасения. Deutsche Welle обратилась к Euronews с просьбой прокомментировать ситуацию, которая сложилась вокруг украинской редакции, но получила ответ, что любую информацию о перспективах украинской версии канал сможет предоставить только в конце года. В пресс-службе Inter Media Group сообщили лишь, что запрос DW о перспективах партнерства Украины с Euronews передали начальству. На момент публикации материала ответ так и не пришел.

Неоправданные ожидания

Устав информационного телеканала предусматривает, что его редакционный коллектив независим и свободен от любого внешнего влияния. Euronews должен четко отделять новости от комментариев и нейтрально освещать любые конфликты, предоставляя слово всем сторонам противостояния. Акционеры тоже не влияют на редакционную политику - по крайней мере теоретически.

Исполнительный директор киевского Института массовой информации Оксана Романюк, однако, считает, что канал не смог убедить украинскую аудиторию в своей независимости. "Когда-то Euronews привлек много внимания, потому что означал новое качество, независимость, журналистику на уровне развитых демократий. Но, зная про особенности контента Inter Media Group, могу предположить, что это средство массовой информации так же подпало под влияние собственника", - считает она.

Одновременно, по мнению Романюк, канал не оправдал и надежд Дмитрия Фирташа. "Содержать телевидение за границей без достаточных практических дивидендов, которые наши олигархи привыкли получать от СМИ, наверное, оказалось очень дорого", - говорит Романюк.

Смотрите также:

Смотреть видео 02:04

СМИ Украины после Евромайдана: отчет ''Репортеров без границ'' (02.06.2016)

Аудио- и видеофайлы по теме