1. Inhalt
  2. Navigation
  3. Weitere Inhalte
  4. Metanavigation
  5. Suche
  6. Choose from 30 Languages

Европа

СМИ Украины на пути от "оранжевых" к демократическим

Год назад украинские СМИ называли бывшего президента Кучму злейшим врагом свободы. После "оранжевой революции" ожидались радикальные изменения в медиаполитике.

default

Революция, несомненно, качественно изменила украинскую журналистику. Как утверждает президент Академии украинской прессы Валерий Иванов, общепризнанные принципы демократических СМИ украинские журналисты начали применять лишь с приходом мирной революции. Во времена правления экс-президентов Украины Кучмы и Кравчука журналисты освещали события только с одной точки зрения, причем источники информации обычно не назывались - по той причине, что "информация" была заказной и поступала непосредственно из Администрации президента.

Теперь заказная информация, по словам Иванова, ушла в прошлое, и журналисты, наученные опытом, очень чувствительно реагируют на любую попытку навязать им "единственно правильную точку зрения". На телевидении нет больше, как раньше, табу на определенные темы или личности. Убедиться в этом можно на примере отставки правительства Юлии Тимошенко, когда национальные каналы предоставляли слово как лагерю Тимошенко, так и представителям президента Ющенко. Примечательно, что даже те каналы, которые принадлежат политическим противникам Тимошенко, представляли происходящее более или менее нейтрально.

Свобода слова или политический бизнес?

На фоне этих позитивных изменений украинская журналистика, казалось бы, достигла всего, чего желала. На самом деле, ее положение до сих пор остается зыбким. Во-первых, ландшафт украинского медиарынка все еще не имеет определенных очертаний. На сегодняшний момент самые влиятельные коммерческие СМИ Украины принадлежат двум магнатам, которые в свое время были близки режиму Кучмы. В последнее время - много разговоров о переделе рынка. В июне Виктор Ющенко встречался с Рупертом Мердоком по вопросу возможной продажи одного из украинских коммерческих телеканалов компании News Corporation. Экспертов удивил этот факт. Они спрашивают, зачем президент Ющенко стал лично заниматься вопросом продажи частного телеканала?

Украинские журналисты, хотя имеют теперь возможность взвешенно представлять разные точки зрения, но не все из них ею пользуются. Демократические принципы журналистики нередко обменивают на материальные выгоды. Ситуация может обостриться перед парламентскими выборами в 2006 году, когда конкурирующие политические группы начнут тянуть украинские СМИ в разные стороны.

Украинское "Би-Би-Си" опоздает

Решением этой проблемы могла бы стать поддержка независимых СМИ, которая когда-то была обещана правительством. Например, открытие общественного телевидения по образцу "Би-Би-Си". Идея такого канала возникла еще в 1995 году, но пока так и не была реализована. После победы "оранжевой революции" зимой 2005 года в реализации проекта произошли видимые подвижки: было создано объединение неправительственных организаций под названием "Общественное телевидение", которое разработало ряд документов, послуживших основой для будущего законопроекта. В июле Верховная Рада этот законопроект приняла, и в сентябре 2006 года, если все будет проходить по плану, зрители смогут увидеть новый канал. Согласно законопроекту, государство не будет принимать участия в его управлении, как это, например, сейчас имеет место на государственном украинском "Первом канале".

Вопросом остается, случайно ли оформление бюрократических процедур для создания нового канала заканчивается много позже весенних парламентских выборов 2006 года.

Контекст