1. Inhalt
  2. Navigation
  3. Weitere Inhalte
  4. Metanavigation
  5. Suche
  6. Choose from 30 Languages

Тема

Свобода средств массовой информации

03.05.2002

«Свободная пресса является неотъемлемой составной часть демократической общественной структуры» - с этого непреложного до банальности, но почему-то труднопретворимого в жизнь постулата начинается так называемая «Виндхукская декларация» - документ, принятый 3 мая 1991 года в столице Намибии городе Виндхуке на конференции ЮНЕСКО. С тех пор этот день – в этом году уже в 11 раз – отмечается как Международный день свободы печати.

Международный день свободы печати стал по сложившейся традиции чем-то вроде профессионального – не то чтобы праздника, - но всё-таки дня журналистов. Именно к этой скорее символической дате подводятся итоги журналистского года, итоги, которые, увы, от раза к разу не перестают походить на боевые сводки.
Так, влиятельнейшая из международных журналистских правозащитных организаций, «Репортёры без границ», в своём опубликованном накануне годовом отчёте констатирует, что в 2001 году по всему миру 31 журналист погиб при ведении журналистских расследований и репортёрской деятельности. В 2000 году погибло 32 человека, но динамика всё равно малоутешительная. Почти пятьсот журналистов были арестованы и находились в течение длительного времени в тюрьмах и камерах предварительного заключения. Это на 60% больше, чем в 2000 году. Более 700 человек подвергались угрозам, шантажу, избиениям.
Как особенно критические «Репортёры без границ» отмечают на «профессиональной карте журналиста» такие страны как Китай и Куба, Лаос, Северная Корея, Вьетнам, не приходится говорить о свободе слова и печати в посткоммунитстических однопартийных диктатур – таких, как Сирия или Ирак. Под полным и непреложным контролем государства находятся СМИ в Бирме, Саудовской Аравии, ряде других стран Азии и Африки.
Если перевести фокус на проблемы Западного мира и тяготеющего к нему информационного пространства, то особенно критической является ситуация в Израиле, где, по данные «Репортёров без границ», после начала новой войны журналисты оказались в числе первых пострадавших – есть даже свидетельства целевой стрельбы по журналистам из рядов израильских солдат.
Тяжко сказывается на журналистской доле и усиление борьбы с терроризмом в Европе и США – всё труднее получить доступ к информации, всё жёстче контроль, всё более адекватным представляется употребления слова «цензура».

Профессиональный праздник – это и повод для самокритики: СМИ позволяют себя инструментализировать, предоставляя политике и экономике форум для лоббирования своих небескорыстных интересов (последний «свежий» пример – Эрфуртская трагедия, на которой, при активном содействии СМИ, набирают иди пытаются набирать очки немецкие политики, находящиеся в «низком старте» перед финишем предвыборной гонки).

Тревожные, трагические факты, о которых особенно много говорится и пишется сегодня в немецких СМИ.

Однако ни в одном информационном блоке, посвящённом проблемам журналистов в мире, не обходится и без сообщений из традиционно болезненных регионов – постсоветского пространства, из России, Украины, Центральной Азии.

Трое погибших, четверо пропавших без вести, 8 арестованных – таков годовой баланс российской журналистики за 2001 год. Вот что говорит Олег Панфилов, глава центра экстремальной журналистики, правозащитного отделения союза журналистов России:

«Всегда стабильно 50-60 журналистов избивают каждый год. Увеличение уголовных дел против журналистов по статьям УК о клевете и оскорблении должностных лиц. Это в четыре раза больше, чем два или три года назад. Ну а прошлый год принес еще одну очень странную цифру - в прошлом году четверо журналистов пропали без вести».

Есть и ещё одно «новшество»: впервые после очень долгого перерыва перед судом в Москве предстал иностранный журналист – корреспондент берлинской свободомыслящей газеты «Тагесцайтунг» Клаус-Хельге Донат. Причина – написанная в ироническом тоне и опубликованная в «Тагесцайтунг» статья о ВВП – Владимире Владимировиче Путине. Тон, который счёл неуместным официальный «заявитель», некий студент с далёкого Урала, автор «Гимна о Президенте России». Но, конечно, все это – цветочки, по сравнению с тем, с чем приходится сталкиваться журналистам на местах.

«Самая сложная ситуация не в Москве, а в провинции, потому что около 95% нарушений, которые происходят с журналистами: нарушение прав, введение цензуры, силовое давление на журналистов, избиения, закрытие независимых средств массовой информации – это все происходит в провинции. Губернаторы и руководители субъектов федерации в России всегда прислушивались к тому, что происходит в Москве, как поступает президент», говорит Олег Панфилов, глава центра экстремальной журналистики. А мы меняем страну, но не тему. «Свобода прессы на Украине» – Александр Савицкий передаёт из Киева:

В украинском филиале международной организации «Репортеры без границ» - институте массовой информации – список пострадавших от произвола властей неуклонно рос в последние месяцы и достиг 13 человек. Однако украинские власти, ощущая свою безнаказанность, практически не обращают внимания на воззвания этой организации и игнорируют попытки предоставить журналистам правовую помощь. Больше всего сообщений о закрытии телеканалов и изданий поступало из восточных и южных областей. В Киеве само большое внимание привлек 10-дневный арест редактора оппозиционной газеты «Свобода» Олега Ляшко, попытки властей закрыть радио «Континент» и блокирование выхода в эфир созданного на западные деньги общественного радио. Наиболее ярким попрания принципов свободной прессы стал налет вооруженного спецподразделения налоговой милиции на редакцию интернет-газеты «Обкомнет», за которым последовал арест журналистов и изъятие компьютерной техники. С тех пор издание прекратило свое существование, хотя власти так и не смогли выдвинуть редакции хоть какое-нибудь формальное обвинение. Как считает заместитель редактора «Обкома» Сергей Сухобук, на Украине все отчетливее прослеживается девальвация самого понятия свободы слова:

«На Украине свобода слова воспринимается просто как служение какому-либо определенному экономическому клану или политической силе. Если пресса позволяет себе быть действительно свободной, такая пресса в принципе никому не нужна. Это дает властям возможность легко расправляться с неугодными и при этом никто из политических сил не пытается встать на защиту свободной прессы».

«Реакция украинских журналистов на многочисленные притеснения их коллег, - говорит Сергей Сухобук, - доказала неспособность к сплочению и организации отпора произволу властей».

«Даже Союз журналистов, который изначально призван защищать журналистов, аморфен и не заинтересован вступать в конфликт с властью для отстаивания прав журналистов. Какие-то попытки объединения журналистов по другим принципам, как, например, «Комиссия по этике» или «Интернет за общество» - это больше попытка декларации своего создания для получения международных грантов. Самоокупаемость прессы на Украине сегодня невозможна. Потому что честный бизнес в этой стране невозможен».

Но и Россия, и Украина, безусловно, просто оазисы свободомыслия по сравнению с Центральной Азией. Печальное первенство здесь принадлежит Туркмении. Тридцатого апреля представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Фраймут Дуве сделал МИД Туркменистана официальное предупреждение в связи с участившимися, особенно в последнее время, случаями притеснения свободы СМИ. В частности, с начала 2002 года были закрыты почти все крупные русскоязычные Интернет-порталы, в том числе – и портал «Немецкой волны». Что думает по этому поводу мой коллега, один из редакторов специальной программы «Немецкой волны» для Центральной Азии Виталий Волков:

Приятно ощущать себя не в одиночестве, а в компании. Наряду с русскоязычным веб-сайтом «Немецкой Волны» были закрыты еще несколько интернетовских страниц, пишущих о положении в Центральной Азии, в частности, «Гундогар», в основном занимающийся проблемами Туркмении, и «Евразия», уделяющая, помимо Туркмении, очень много внимания Казахстану. В связи с вниманием, проявленным режимом Туркменбаши к интернету, возникают два вопроса: «почему нас» и «почему сейчас». Передает корреспондент «НВ» в регионе Ораз Сарыев:

На одном из заседаний правительства в мае 2001-года президент Туркменистана Сапармурат Ниязов отметил, что было бы лучше, если бы государство взяло на себя роль провайдера, осуществляющего хостинг веб-страниц. Государственному унитарному учреждению «Туркментелеком» были переданы все функции провайдера, все остальные Фирмы-провайдеры были лишены лицензии. «Туркментелеком» полностью начали контролировать органы безопасности.

Основанием для такого усиления контроля дал тот факт, что 1-го ноября 2001-года бывший премьер-министр республики Борис Шихмурадов объявил о своем переходе в зарубежную оппозицию и об открытии им веб-страницы «Гундогар». Оппозиционная партия Авды Кулиева также открыла свою веб-страницу «Эркин», сайты радиостанции «Немецкая волна», «Свобода и Свободная Европа», российские центральные издания, в частности «Время новостей», стали более обширно освещать проблемы Туркменистана. Но режим Ниязова не может позволить своему народу знать правду о положении в стране. В результате мер по «усилению контроля» остались доступными только веб-страницы, восхваляющие Туркменбаши и его режим. Туркменистанцы могут открыть только веб-страницы Туркменистан.РУ, Рухнама.РУ, и некоторые

другие «официозные» сайты.

В марте месяце текущего года на таможне аэропорта города Ашхабада была изъята часть тиража доставляемой по подписке гражданам Туркменистана российской газеты "Комсомольская правда", так как в ней имелась критическая статья, описывающая ситуацию в Туркменистане. Но часть тиража все же попала на территорию Туркменистана. С тех подписчиков, которые получили данный номер газеты, работники правоохранительных органов взяли расписку о неразглашении прочитанного. Это пример того, как режим Туркменбаши создает информационную блокаду для своих граждан. Международные телефонные разговоры полностью прослушиваются.

Ответственный сотрудник государственного информационного агентства ТуркменПресс, пожелавший остаться неизвестным, сообщил корреспонденту «Немецкой Волны», что в скором времени в Туркменистане будет прекращена подписка на российские средства массовой информации. Также он сообщил, что все веб-страницы средств массовой информации, затрагивающие вопросы Туркмении, останутся не доступными для граждан Туркменистана.

Я связался по телефону с Максимом Туполевым, редактором «Евразии» - того веб-сайта, который оказался товарищем «НВ» по несчастью, или же счастью, быть закрытым в Туркменистане.

Максим Туполев:

Мне кажется, что сайт «Евразия» был закрыт в эти дни в связи с визитом в США Бориса Шихмурадова, лидера туркменской оппозиции. В Вашингтоне он имел ряд очень успешных встреч, и для многих стало очевидно, видимо даже в туркменских спецслужбах, что это начало конца диктатора Ниязова. И, естественно, единственное оружие, которым они могут пытаться это остановить – это прекратить любой поток информации. Естественно, о визите Шихмурадова в Вашингтон очень трудно узнать из других источников, а сайт «Евразия» очень активно о визите Шихмурадова пишет, и даже у нас планируется с ним интервью. Я думаю, в этом причина того, почему нас закрыли сейчас, а до этого не трогали.

Что касается других стран региона, то, к сожалению, сайт «Евразия» очень жестоко преследуется во всех этих странах. Госдепартамент США в своем отчете по правам человека осветил очень интересную ситуацию, когда ценой огромных денежных вложений правительство Казахстана через двух своих интернет-провайдеров «зеркалило» нас, то есть создавало «зеркало», на которое отправляло всех посетителей и подписчиков. Естественно, эту процедуру мы не можем остановить, кроме как предлагать своим пользователям заходить на наш сайт через ряды прокси-серверов. Я думаю, что эта тенденция преследования интернета универсальна для всех этих режимов, потому что Интернет остался единственным средством, через которое люди могут получать объективную информацию. Наш сайт не является оппозиционным, у нас нет людей, которых мы выделяем или преследуем. В Казахстане мы очень давно писали о лидере казахстанской оппозиции господине Кажегельдине, но когда начались неприятности у «Демвыбора Казахстана», мы сразу предоставили наши страницы их пресс-службе и максимально размещали их материалы. Наша концепция – это размещать независимую информацию, которая не контролируется властями, и я думаю, что мы это делаем это достаточно успешно. И из Логин нашего сайта мы видим, что нас читают очень часто люди из спецслужб этих стран. Из узбекских спецслужб нас часто читают, и, пожалуй, среди подписчиков наших новостей их очень много. Но, я надеюсь, что это временная ситуация, что эти режимы развалятся, и мы сможем функционировать в свободном пространстве.

Что же касается истории с закрытием доступа к сайту «НВ», то и мы, конечно, могли пострадать из-за большого внимания как к Борису Шихмурадову и другим туркменским оппозиционерам, да и вообще к республике. Однако должен отметить – я получил информацию о закрытии доступа на нашу страницу непосредственно после выхода там подробного материала об участии режима Туркменбаши в наркотрафике. Так что, возможно, речь здесь не только о борьбе с инакомыслием и с политическими оппонентами.