1. Inhalt
  2. Navigation
  3. Weitere Inhalte
  4. Metanavigation
  5. Suche
  6. Choose from 30 Languages

Россия

Российские газеты - под надежным присмотром

Ряд ведущих ежедневных газет в России, начиная с 2005 года, сменил своих владельцев. О том, какие изменения произошли в российской прессе, в аналитическом обзоре DW-WORLD.DE.

default

"Известия"

Перемены в российской прессе начались в июне 2005 года. Тогда "Известия" перешли от компании "Проф-Медиа" Владимира Потанина к АО "Газпром-Медиа". На тот момент издание не приносило прибыли. По мнению российской прессы и экспертов, "Газпром" купил влиятельную газету под выборы 2008 года. Как заметил тогда глава Фонда защиты гласности Алексей Симонов, сделка не имела экономической подоплеки, она была частью деятельности Кремля по "собиранию СМИ под свою державную руку".

"Московские новости"

Осенью 2005 года "Московские новости" приобрел израильский бизнесмен Аркадий Гайдамак, выкупив ее у украинского бизнесмена Вадима Рабиновича, который был промежуточным владельцем газеты. До этого "МН" принадлежали опальному олигарху Леониду Невзлину, живущему в эмиграции. В интервью "Коммерсанту" Гайдамак в те дни сообщил, что газета станет проправительственной. По его словам, газеты, будучи организаторами общественного мнения, не должны направлять его против устоявшихся структур.

"Независимая газета"

Другая судьба сложилась у "Независимой газеты". Вслед за "Известиями" в августе 2005 года у газеты сменился хозяин: Борис Березовский продал издание Константину Ремчукову, занимавшему пост помощника главы министерства экономического развития России. Тогда новый владелец пообещал, что газета сохранит демократическую направленность, а он "со временем всерьез ей займется".

В феврале 2007 года Ремчуков, ушедший из госслужбы и бизнеса, занял пост генерального директора и главного редактора издания. В интервью радио "Маяк" Ремчуков недавно заявил, что его газета на 100 процентов независима от государства, а редакционную политику в ней он определяет сам.

"Коммерсант"

В августе 2006 года 100 процентов акций издательского дома "Коммерсант" приобрел генеральный директор компании "Газпроминвестхолдинг" и совладелец холдинга "Металлоинвест" Алишер Усманов, ранее не проявлявший особого интереса к средствам массовой информации. До этого газета менее года принадлежала грузинскому бизнесмену Бадри Патаркацишвили, который купил ее у своего друга Бориса Березовского.

Бизнес Усманова тесно связан с "Газпромом", а сам он заинтересован в поддержке государства для продвижения своих деловых проектов за границей. Поэтому не исключено, что, купив "Коммерсант", Усманов выполнил перед Кремлем свою "социальную" функцию по присмотру за СМИ, как это образцово делает "Газпром".

"Комсомольская правда"

В сентябре 2006 года контрольный пакет газеты у "Проф-Медиа" Потанина приобрела группа ЕСН для государственных "Российских железных дорог" (РЖД). В начале июля текущего года стало известно, что советом директоров "Комсомольской правды" назначен Олег Руднов, руководитель "Балтийской медиагруппы" из Петербурга. Ему же передан контрольный пакет акций газеты. Как сообщила газета "Коммерсант", Руднов является деловым партнером Юрия Ковальчука, крупнейшего совладельца банка "Россия" и друга президента Путина.

"Комсомольская правда" – самое массовое в России ежедневное издание, у которого не было проблем с рентабельностью. Будучи бульварной газетой с минимальным - вследствие российской специфики - политическим разделом, "Комсомолка" не представляла опасности для правящей элиты, да и она не была замечена в оппозиционности нынешним российским властям. Ее бывший хозяин Владимир Потанин также лоялен по отношению к Кремлю. Поэтому у "Проф-Медиа" не было ни экономической, ни политической необходимости в продаже газеты.

Что осталось?

Напрямую государство по-прежнему владеет только "Российской газетой" и "Парламентской газетой". Но за редким исключением в стране осталось очень мало изданий, неподконтрольных властям. Среди них пока еще многотиражная бульварная газета "Московский комсомолец", которой владеет Павел Гусев, оппозиционная "Новая газета" (учредитель – автономная некоммерческая организация) и деловая газета "Ведомости". Ключевые активы последней принадлежат российскому издательскому дому Independent Media Sanoma Magazines, соучредителями издания выступают британская Financial Times и американский The Wall Street Journal.

По данным исследования, проведенного Российским союзом журналистов, в настоящее время государство и его представители владеют 92 процентами всех СМИ, в три раза больше, чем в 2000 году.

Экономический аспект вряд ли стоит рассматривать в качестве основных мотивов покупки газет. По данным исследования компании "БДО Юникон" за 2007 год, количество прибыльных ежедневных общественно-политических газет в России составляет не более 12 процентов от их числа. Из газет, сменивших хозяина, только "Комсомольская правда" была рентабельным предприятием.

За последние три года влиятельные газеты, как правило, перешли во владение государственных концернов или в руки лояльных Кремлю олигархов, которые при необходимости могут стать надзирателями, следящими, чтобы издания не "злоупотребляли" свободой слова, критикуя российские власти.

Сергей Гуща

Контекст

Архив

Пресса