Право на дезинформацию | Центральная Азия - события и оценки | DW | 13.10.2005
  1. Inhalt
  2. Navigation
  3. Weitere Inhalte
  4. Metanavigation
  5. Suche
  6. Choose from 30 Languages

Центральная Азия

Право на дезинформацию

Чем ближе дата президентских выборов, тем больше нервничают власть предержащие. Среди тех, кто страдает от этого в первую очередь, - независимые СМИ.

Нынешняя элита считает, что масс-медиа способны повлиять на итоги голосования, а потому стараются всячески усложнить им жизнь. Так, накануне было заблокирован доступ к популярному в Казахстане Интернет-изданию нави.kz. Между тем, в минувший четверг в Алма-Ате открылась Центрально-азиатская конференция «Плюрализм в СМИ и Интернете». Своим вниманием этот форум почтил первый заместитель министра иностранных дел Казахстана Рахат Алиев. Тему продолжит наш корреспондент Анатолий Вайскопф.

Надо сказать, что Рахат Алиев на этот раз был в ударе, заявив, что свобода слова и свобода СМИ – отнюдь не синонимы вседозволенности и безответственности. По мнению Рахата Алиева, который, кстати, является мужем Дариги Назарбаевой и соответственно зятем президента Казахстана, «необходимо применять принципы повышенной ответственности журналистов за точность и сбалансированность информации, особенно в условиях конфликтного развития ситуации». При этом Рахат Алиев попытался убедить участников международной конференции, что преследования оппозиционных СМИ в Казахстане не наблюдается. По его словам оппозиционные издания «пытаются подменить экономические причины своего неуспеха политическими, представить свои проблемы давлением на оппозиционную прессу и требуют более льготных условий и преференций от государства». Объяснять же причину изъятий правоохранительными органами республики именно оппозиционных изданий Рахат Алиев не стал, и никак не прокомментировал блокирование таких известных оппозиционных интернет-сайтов, как www.eurasia.org.ru, www.kazhegeldin.adrr.com и www.zhakiyanov.info.

Надо сказать в день открытия VII Центрально-азиатской конференции «Плюрализм в СМИ и Интернет» словно в насмешку участникам, власти Казахстана блокировали ещё одно популярное в стране независимое интернет-издание «Нави.kz». Как сообщил корреспонденту «Немецкой Волны» главный редактор «Нави.kz» Юрий Мизинов, согласно определению Алмалинского районного суда города Алма-Аты работа интернет-газеты приостановлена. При этом Юрий Мизинов до сих пор не знает истинную причину фактического закрытия интернет-газеты, поскольку его просто поставили перед фактом. Любопытно, что издания, поддерживающие президента Назарбаева, никаким гонениям никогда не подвергались, даже за публикацию порой откровенно лживой информации. По мнению лидеров оппозиционного движения «За справедливый Казахстан», связано это, прежде всего, с тем фактом, что большей частью средств массовой информации владеют родственники Нурсултана Назарбаева. В числе которых называют старшую дочь президента Даригу Назарбаева и её мужа Рахата Алиева.

Между тем сам президент Назарбаев на брифинге после встречи с госсекретарем США Кондолизой Райс в категорической форме опроверг слухи о том, что его дочери Дарига и Динара контролируют СМИ и банки Казахстана. По его словам речь идет о дезинформации, которую упорно распространяет оппозиция (цитата): «Телеканал "Хабар", который создала в свое время моя дочь Дарига, является государственной компанией, но не ее собственностью. Вторая дочь Динара бизнесом не занимается – она работает в образовательном фонде». Сказав это, Нурсултан Назарбаев заметил, что по его убеждению свобода слова не должна быть свободой дезинформации. За комментарием «Немецкая волна» обратилась к Алтынбеку Сарсенбаеву, который более 10 лет возглавлял министерство информации Казахстана, а ныне является членом президиума оппозиционного движения «За справедливый Казахстан». И вот что он сказал:

- Во-первых, агентство «Хабар» не является государственной компанией. Ещё в 1999 году 50% акций «Хабара» были проданы, акционированы и переданы в частные руки. Информация о том, кому принадлежат эти 50%, является чуть не государственной тайной в нашей стране. Что касается второй дочери президента Динары, то президенту или его пресс-секретарю не помешало бы зайти на сайт нашей биржи. Там указано, что компания, возглавляемая Динарой Назарбаевой и её мужем, владеет солидным пакетом акций «Народного Банка РК». Это публичная информация! Если учесть, что «Народный Банк» является одним из крупнейших в республике, трудно поверить, что человек, который не занимается бизнесом, может стать владельцем такого банка.

По мнению Алтынбека Сарсенбаева, Нурсултан Назарбаев сам дезинформирует общественность. И если раньше он обманывал казахстанцев, то теперь старается убедить, что белое – это черное, а черное – это белое и международную общественность.