1. Inhalt
  2. Navigation
  3. Weitere Inhalte
  4. Metanavigation
  5. Suche
  6. Choose from 30 Languages

Германия

Общественно-правовое телерадиовещание

Понятие "государственное" телевидение или радио немцам неизвестно. В стране существуют только два типа вещания –общественно-правовое и частное.

default

ZDF - крупнейшая в Европе телекомпания

Скандальная борьба за право на обладание "шестой кнопкой" (московским телеканалом, на котором ещё недавно работала телекомпания ТВ 6), заставили многих в России ещё раз задуматься о том, что такое независимость средств массовой информации, возможна ли финансовая и политическая независимость на практике, или всё это иллюзии.

На примере Германии, где общественно-правовое вещание существует уже более полувека, нетрудно увидеть, сколь сложно происходит создание этой системы и какими болезнями она может страдать.

Общественное-правовое и частное

Понятие "государственное" телевидение или радио немцам неизвестно. В стране существуют только два типа вещания –общественно-правовое и частное.

Verona Feldbusch zeigt dem Fernsehmoderator Günther Jauch ihren Verlobungsring

Программа частного канала RTL

С частными каналами - их десятки - всё понятно - они принадлежат различным медиа-магнатам или медиа-холдингам, причём, не всегда немецким, но всегда ставящим перед собой только экономическую цель – заработать. Это важно подчеркнуть – частные каналы никакого политического значения не имеют. Они - довесок, а обеспечение населения общественно- политической информацией - это задача общественно- правовых сетей. Их две – ARD и ZDF.

ARD - это сокращенное название Рабочего содружества независимых общественно-правовых региональных вещательных организаций. Их девять и вся страна поделена между ними по чисто географическому принципу: юго-запад, север, восток, Берлин, Бавария...

ZDF - Второе германское телевидение - имеет, в отличие от ARD, руководящий центр. Он находится в Майнце. Там же расположены и студии и вещательный комплекс. Т.е. вся программа делается в Майнце, куда поступают материалы из корпунктов ZDF, разбросанных по всему миру.

В современном немецком понимании, ОБЩЕСТВЕННОЕ – значит не государственное, и не частное, а управляемое представителями общественности. ПРАВОВОЕ - значит, что эти представители выбираются не какими-то немецкими "березовскими", а в соответствии с законами, регулирующими все технические, финансовые и политические вопросы. Появились эти законы в Германии только после Второй мировой войны.

Рупор пропаганды

Bildgalerie Holocaust Gedenkstätte Konzentrationslager Dachau, Lagertor mit Inschrift: Arbeit macht frei

Система радиовещания нацистской Германии, как две капли воды напоминала советскую, т.е. была централизованной и управлялась партией. Ещё в 1933 году министр пропаганды Геббельс "Законом о редакторах" подчинил все органы печати национал-социалистической партии. Как говорил Геббельс:

"Радио должно служить лишь нашей идее. Никакая другая политическая установка не должна иметь здесь права слова. Радиовещание должно быть и является лишь средством достижения целей, поставленных правительством."

Для того, чтобы довести эти цели до каждого, Геббельс ещё в начале тридцатых распорядился выпустить, так называемые, "народные приёмники", по принципу действия сходные с теми чёрными тарелками, которые были тогда в каждой советской квартире. Кстати, слушание заграничных радиостанций было запрещено и во время войны каралось заключением в концлагерь.

Денацификация СМИ

Altes Radio Rundfunkgerät

Разгромив нацизм, победители тут же взялись за радио. Из пропагандистского рупора оно должно было превратиться в средство массовой информации, способствовать освобождению немецкого сознания от нацистской идеологии - денацификации. Как это должно происходить все победители понимали по-разному. В советской зоне централизованными методами (фактически - старыми геббельсовскими методами) начали вести коммунистическую пропаганду.

На западе, т.е. в зонах, подконтрольных западным странам, довольно скоро укоренилась британская модель организации вещания – она оказалась и наименее затратной, и лучше всего поддающейся контролю. Ведь эта модель предполагает существование местных станций, которые делают свои региональные программы и одновременно поставляют элементы для создания общенациональной программы. Всё строится на статье пятой Основного закона ФРГ, принятого ещё в 1949 году:

"Каждый имеет право свободно выражать и распространять своё мнение, будь то устно, письменно или визуально и беспрепятственно получать информацию из общедоступных источников. Гарантируется свобода печати и свобода распространения информации, посредством радио, телевидения и кино. Цензура не осуществляется."

Рабочее содружество

Anne Will für Frauengalerie

Ведущая информационной программы "Темы дня" на ARD Анне Вил (Tagesthemen / Anne Will)

Уже через год - с расширением объёма вещания - появилась необходимость координировать деятельность всех региональных компаний. Не руководить ими, а именно координировать! Этот принцип был зафиксирован летом 1950 года, когда руководители шести независимых региональных радиокомпаний, способных совместными усилиями снабжать информацией всю страну, подписали в Бремене "Соглашение о создании Рабочего содружества независимых общественно-правовых региональных вещательных организаций – АРД". Слова "рабочее содружество", вынесенные в название организации подчёркивают, что в этом объединении все равны, а все дружат только ради работы. Это подчёркивает и один из основателей АРД, бывший руководитель Западногерманской телерадиокомпании (WDR) Манфред Энке:

- Никакого централизма. Земельные радиостанции обсуждают между собой технические и финансовые проблемы, налоги, создание корреспондентской сети, возможности трансляции со всех концов не только Германии, но и мира, покупку прав на ретрансляцию спортивных состязаний. Во всем остальном радиостанции абсолютно независимы друг от друга.

В 1952 году они приняли решение расширить общую финансовую базу с тем, чтобы выпускать и совместные телепрограммы. Тогда же была разработана и концепция общегерманского телевизионного канала – названного первым телевидением.

"ARD, в частности, и общественно-правовому вещанию, в целом, принадлежит ведущая роль в деле объективного информирования населения по основным проблемам жизни," - так сформулировал задачу Конституционный суд. Ответственными за выполнение этого основного требования являются контрольные органы. Во-первых, это Совет по вопросам вещания – иногда говорят наблюдательный Совет, формулирующий политику станции. В него входят:

представители двух крупнейших конфессий и еврейских общин,
представители предпринимательского корпуса,
представители профсоюзов,
представители всех партий, избранных в парламент,
представители правительства
представители различных неправительственных организаций и движений – женских, спортивных, культурных и т.д.

Все эти представители или делегированы организациями, или избраны парламентами. Что особенно важно: "делегаты" от политических партий не имеют большинства в Наблюдательном совете.

Члены этого - Наблюдательного - совета избирают административный Совет. Он контролирует соблюдение программных директив, составляет проект бюджета и осуществляет контроль за ходом дел. Он избирает интенданта, который отвечает за содержание программ перед обоими Советами. Все органы формируются заново каждые четыре-шесть лет.

Такая "многоярусная" конструкция (интендант - административный совет - общественный совет) призвана обеспечить независимость телерадиовещания от государства. Однако на практике абсолютно исключить политическое влияние (точнее, исключить влияние партий) не удается и в Германии.

По принципу партийной принадлежности

Coca-Cola-Werbung für Südafrika

И понять это проще всего на примере другой общественно-правовой компании - Второго германского телевидения - ZDF, которая была создана в нормальных условиях, т.е. не под давлением западных оккупационных властей и не в условиях послевоенного стресса.

Федеральное правительство неоднократно пыталось создать своё – государственное - телевидение. Так, в 1961 году канцлер ФРГ Конрад Аденауэр предложил создать акционерную организацию под названием "Немецкое телевидение". Контрольный пакет акций – 51% - был бы в руках правительства. Вторым источником финансирования должна была стать реклама. Что-то вроде российского ОРТ. Но ARD – содружество общественно-правовых телерадиокомпаний – выступило против и нашло поддержку в Федеральном конституционном суде.

"Согласно статье пятой основного закона, этот современный инструмент формирования общественного мнения не может принадлежать ни государству, ни какой-либо одной общественной группе. Телерадиовещание должно быть организовано так, чтобы все демократически настроенные группы населения могли влиять на него и получать место в эфире. Необходимо обеспечить разнообразие мнений".

Казалось бы, всё однозначно, но партии всё-таки сумели создать механизм, позволяющий политикам достаточно уверенно контролировать существенную часть общественно-правового вещания. Сделано это было с помощью всё того же ZDF, которое сейчас является крупнейшей в Европе телекомпанией. Суд не разрешил создавать акционерное общество с контрольным пакетом, принадлежащим государству. Но суд не определил, как должны формироваться руководящие органы ZDF. Всем казалось, что и на ZDF соблюдается принцип, применяемый в ARD - в наблюдательном совете заседают представители церквей, всех парламентских партий, и наиболее массовых негосударственных структур. И это так, но не совсем.

И наиболее отчётливо это стало ясно на днях, когда проходили очередные выборы интенданта ZDF. В сложной политической борьбе каждая из основных партий Германии пыталась провести на этот пост своего человека. Всё развивалось по сценарию, известному из парламентской практики - блокирование, тактические ходы, компромиссы.

Как же так, спросите Вы, ведь по закону партии находятся в наблюдательном совете в меньшинстве?

Да, теоретически в Наблюдательном совете ZDF из 77 его членов только 31 человек является профессиональным политиком. 12 - ХДС/ХСС, 19 - социал-демократы. Остальные 46 делегированы неправительственными и неполитическими структурами. Но, практически, все эти делегаты в той или иной степени принадлежат к той или иной партии.

Иначе говоря, ни один член Наблюдательного совета не попал туда без поддержки одной из партий. Скажем, деятелей культуры представляет женщина-депутат Европарламента от ХДС. Деятелей кино представляет чиновница, работающая в министерстве культуры федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия, где у власти стоят социал-демократы. Как откровенно признаёт представитель спортсменов, принадлежащий к лагерю ХДС:

- Вы должны быть связаны с партийными структурами, иначе вы будете отрезаны от любой информации.

Представителю природозащитных движений, принадлежащему к лагерю социал-демократов, вначале казалось странным, что в наблюдательном совете существуют два политических лагеря, но со временем он понял, что это неизбежно. Неправительственные организации только предлагают своих кандидатов для работы в Наблюдательном совете. Окончательный отбор кандидатов зависит от премьер-министров 16 федеральных земель (поскольку все вопросы, связанные с культурой и СМИ, находятся в ведении федеральных земель). А все премьер-министры являются членами одной из двух партий. И в результате, хотя теоретически в наблюдательном совете только 31 политик, практически получается, что все 77 человек говорят от имени своих партий - 42 языком ХДС/ХСС и 35 языком СДПГ.

Естественно, и та, и другая партия обвиняет конкурентов в использовании этого механизма в целях борьбы за власть. С одной стороны, так оно и есть, но драматизировать ситуацию, говорить о том, что одна из партий оказывает большее влияние на умы и настроения вряд ли можно. Да, интенданта избирают на несколько лет, да, от него на телевидении зависят все кадровые и программные решения, но политическая линия, проводимая интендантом, определяется наблюдательным советом, а политическая пропорция в нём определяется выборами в каждой из 16 федеральных земель. Так что никакой угрозы свободе слова быть не может. Особенно если помнить, что параллельно существует ARD, где формирование Наблюдательного совета не столь прямо зависит от воли партий. Там председательство переходит по принципу ротации от одной земли к другой.

Финансирование общественно-правового телерадиовещания

Ende des Fernsehsenders TV6 in Russland

Из госказны в общественно-правовые компании не попадает ни пфеннига. Это запрещено законом, поскольку иначе можно было бы говорить о зависимости телевидения от правительства. Деньги поступают, в основном, из двух источников: абонентская плата за пользование теле- и радиоприёмником, и реклама.

  • Абонентская плата

    Абонентская плата в 1999 году составила 8,4 миллиарда марок. Из этой суммы ARD покрывает около 70% своих расходов, а его конкурент ZDF – 60%.

    Процедура сбора абонентской платы регламентирована очень жёстко. Каждый радио и телеприемник должен быть зарегистрирован в специальной инспекции сразу после приобретения. За пользование телевизором и приёмником надо платить примерно 20 евро в месяц. За пользованием только приёмником – чуть меньше. Если у тебя нет ни того, ни другого и ты сможешь это доказать, то можешь не платить ничего. Но инспекция имеет право придти к тебе с проверкой.

    Юридические лица – предприятия, гостиницы, больницы и т.д. платят за каждый телевизор и каждый приёмник, даже установленный в машине.

    Освобождены от платы только общественно-полезные учреждения , например, приюты, дома престарелых, профессиональные училища, школы и т.п.

    Таким образом, основная часть доходов - 60-70% - поступает от абонентской платы.

    • Реклама

      Около 25% приносит реклама. При этом порядок распространения рекламы оговорен очень четко. За его исполнением следит Наблюдательный совет общественно-правового ТВ и РВ, а также Федеральное объединение немецких рекламодателей. Существует целый ряд правил и ограничений. Главное, что рекламы на общественно-правовом канале должно быть в общей сложности на радио на больше 90 минут, а на телевидении - не больше 20 минут в рабочий день, и идти она может только блоками. К тому же запрещена реклама после основного блока новостей, то есть вечером, после 20 часов, и в выходные дни.

      • Спонсорство

        В этом случае в начале и в конце спонсируемой передачи делается указание: подготовлено при содействии такой-то фирмы. Запрещено спонсирование выпусков новостей и передач о политических событиях. 10 процентов от общего дохода приносит перепродажа лицензионных прав на различные трансляции и на показ художественных фильмов. С каждым годом крепнет и новая форма рекламы "Product Placement", то есть размещение рекламных изделий в кадре, например, когда неоднократно показывают машину так, что можно явно распознать её марку. На долю такой рекламы приходится 0,2% дохода.

        Не исключено, что для России в её нынешней ситуации в техническом плане история и опыт работы Второго телевидения были бы даже полезнее, поскольку это значительно дешевле – обеспечить техникой один телецентр. Но в политическом смысле опыт ARD для России важнее – ведь ARD сильна своими независимыми региональными телеорганизациями, каждая из которых должна быть оснащена не хуже других, ведь они обмениваются своими программами.

Ссылки в интернете