1. Inhalt
  2. Navigation
  3. Weitere Inhalte
  4. Metanavigation
  5. Suche
  6. Choose from 30 Languages

Суть дела

Общественно-правовое телевидение в Германии (2)

01.03.2005

Казалось бы, всё однозначно, но партии всё-таки сумели создать механизм, позволяющий политикам достаточно уверенно контролировать существенную часть общественно-правового вещания. Сделано это было с помощью всё того же ZDF, которое сейчас является крупнейшей в Европе телекомпанией. Суд не разрешил создавать акционерное общество с контрольным пакетом, принадлежащим государству. Но суд не определил, как должны формироваться руководящие органы ZDF. Всем казалось, что и на ZDF соблюдается принцип, применяемый в ARD - в наблюдательном совете заседают представители церквей, всех парламентских партий, и наиболее массовых негосударственных структур. И это так, но не совсем. И наиболее отчётливо это стало ясно на днях, когда проходили очередные выборы интенданта ZDF. В сложной политической борьбе каждая из основных партий Германии пыталась провести на этот пост своего человека. Всё развивалось по сценарию, известному из парламентской практики - блокирование, тактические ходы, компромиссы.

Как же так, спросите Вы, ведь по закону партии находятся в наблюдательном совете в меньшинстве?

Да, теоретически в Наблюдательном совете ZDF из 77 его членов только 31 человек является профессиональным политиком. 12 - ХДС/ХСС, 19 - социал-демократы. Остальные 46 делегированы неправительственными и неполитическими структурами. Но, практически, все эти делегаты в той или иной степени принадлежат к той или иной партии.

Иначе говоря, ни один член Наблюдательного совета не попал туда без поддержки одной из партий. Скажем, деятелей культуры представляет женщина-депутат Европарламента от ХДС. Деятелей кино представляет чиновница, работающая в министерстве культуры федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия, где у власти стоят социал-демократы. Как откровенно признаёт представитель спортсменов, принадлежащий к лагерю ХДС:

Вы должны быть связаны с партийными структурами, иначе вы будете отрезаны от любой информации

Представителю природозащитных движений, принадлежащему к лагерю социал-демократов, вначале казалось странным, что в наблюдательном совете существуют два политических лагеря, но со временем он понял, что это неизбежно. Поскольку, неправительственные организации только предлагают своих кандидатов для работы в Наблюдательном совете. Окончательный отбор кандидатов зависит от премьер-министров 16 федеральных земель (поскольку все вопросы, связанные с культурой и СМИ, находятся в ведении федеральных земель). А все премьер-министры являются членами одной из двух партий. И в результате, хотя теоретически в наблюдательном совете только 31 политик, практически получается, что все 77 человек говорят от имени своих партий - 42 языком ХДС/ХСС и 35 языком СДПГ.

Естественно, и та, и другая партия обвиняет конкурентов в использовании этого механизма в целях борьбы за власть. С одной стороны, так оно и есть, но драматизировать ситуацию, говорить о том, что одна из партий оказывает большее влияние на умы и настроения вряд ли можно. Да, интенданта избирают на несколько лет, да, от него на телевидении зависят все кадровые и программные решения, но политическая линия, проводимая интендантом, определяется наблюдательным советом, а политическая пропорция в нём определяется выборами в каждой из 16 федеральных земель. Так что никакой угрозы свободе слова быть не может. Особенно если помнить, что параллельно существует ARD, где формирование Наблюдательного совета не столь прямо зависит от воли партий. Там председательство переходит по приницпу ротации от одной земли к другой.

ZDF, в отличие от АРД, имеет руководящий центр – он находится в Майнце. Там же расположены и студии и вещательный комплекс. Т.е. вся программа делается в Майнце, куда поступают материалы из корпунктов ZDF, разбросанных по всему миру. Не исключено, что для России в её нынешней ситуации в техническом плане история и опыт работы Второго телевидения были бы даже полезнее, поскольку это значительно дешевле – обеспечить техникой один телецентр. Но в политическом смысле опыт АРД для России важнее – ведь АРД сильна своими независимыми региональными телеорганизациями, каждая из которых должна быть оснащена не хуже других, ведь они обмениваются своими программами.

Как же финансируется общественно-правовое телерадиовещание? Во-первых, из госказны в общественно-правовые компании не попадает ни пфеннига. Это запрещено законом, поскольку иначе можно было бы говорить о зависимости телевидения от правительства. Деньги поступают, в основном, из двух источников: абонентская плата за пользование теле- и радиоприёмником, и реклама.

Абонентская плата в 99-м году составила 8,4 миллиарда марок. Из этой суммы АРД покрывает около 70 процентов своих расходов, а его конкурент ЦДФ - 60.

Процедура сбора абонентской платы регламентирована очень жёстко. Каждый радио и телеаппарат должен быть зарегистрирован в специальной инспекции сразу после приобретения. За пользование телевизором и приёмником надо платить примерно 20 евро в месяц. За пользованием только приёмником – чуть меньше. Если у тебя нет ни того, ни другого и ты сможешь это доказать, то можешь не платить ничего. Но инспекция имеет право придти к тебе с проверкой. Юридические лица – предприятия, гостиницы, больницы и т.д. платят за каждый телевизор и каждый приёмник, даже установленный в машине. Освобождены от платы только общественно-полезные учреждения , например, приюты, дома престарелых, профессиональные училища, школы и т.п.

Таким образом, основная часть доходов - 60-70 процентов - поступает от абонентской платы. Около 25 процентов приносит реклама. При этом порядок распространения рекламы оговорен очень четко. За его исполнением следит Наблюдательный совет общественно-правового ТВ и РВ, а также Федеральное объединение немецких рекламодателей. Существует целый ряд правил и ограничений. Главное, что рекламы на общественно-правовом канале должно быть в общей сложности на радио на больше 90 минут, а на телевидении - не больше 20 минут в рабочий день, и идти она может только блоками. К тому же запрещена реклама после основного блока новостей, то есть вечером, после 20 часов, и в выходные дни.

Дополнительный источник дохода – спонсорство. В этом случае в начале и в конце спонсируемой передачи делается указание: подготовлено при содействии такой-то фирмы. Запрещено спонсирование выпусков новостей и передач о политических событиях. 10 процентов от общего дохода приносит перепродажа лицензионных прав на различные трансляции и на показ художественных фильмов. С каждым годом крепнет и новая форма рекламы "Product Placement", то есть размещение рекламных изделий в кадре, например, когда неоднократно показывают машину так, что можно явно распознать её марку. На долю такой рекламы приходится 0,2 процента дохода.

Подводя итог, можно сказать, что общественно-правовому телерадиовещанию в Германии живётся непросто.

Мы хотим реформы АРД, а не краха. Мы хотим сильного, конкурентоспособного общественно-правового телерадиовещания, которое обеспечивало бы общество информационными, образовательными, культурными и развлекательными передачами",

говорил Эдмунд Штойбер, премьер-министр Баварии, в ходе одной из дискуссий о будущем АРД, которое сейчас не совсем ясно, поскольку существуют большие финансовые проблемы, о которых нужно говорить отдельно. Ясно только одно - от системы общественно-правового телерадиовещания страна отказываться не собирается.