1. Inhalt
  2. Navigation
  3. Weitere Inhalte
  4. Metanavigation
  5. Suche
  6. Choose from 30 Languages

Центральная Азия

Новые власти хотят контролировать СМИ не хуже старых

Киргизская телерадиокомпания "Пирамида" бьет тревогу - ее пытается перекупить компания, за которой, как утверждают сами журналисты, стоит сын президента Максим Бакиев.

В четверг 8 декабря в Киргизии отмечался день работников радио и телевидения. Однако далеко не приятный подарок в этот день получили сотрудники одного из местных телеканалов - "Пирамида". 50 процентов ее акций, которые находились в залоге, в нарушение закона были проданы некой компании "Инвест-Медиа", за которой, по словам руководства телеканала, стоит сын президента республики Максим Бакиев. Известно, что это не первая попытка передела собственности на рынке СМИ в Киргизии со времени мартовской революции и свержения Аскара Акаева с поста президента страны. Подробнее об этом речь пойдет в нашей постоянной рубрике, сегодня - с Михаилом Бушуевым.

В Киргизии желание власть имущих иметь контроль над СМИ как было, так и остается. Небывалому прессингу журналисты, конечно, подверглись в преддверии мартовской революции. Практически во все редакции поступали звонки из администрации Акаева с требованием не освещать действия оппозиции, их пикеты, митинги или же, в крайнем случае, подавать эту информацию в угодной для властей форме.
Из местных СМИ тогда лишь две газеты – "МСН" и "Республика" – не подчинялись устным приказам из "Белого дома". Под различными предлогами власти пытались остановить работу типографий и арестовывали целые тиражи этих изданий. Однако это лишь, наоборот, прибавило популярности этим газетам, они все равно печатались и явно не без финансовой поддержки со стороны тогда еще оппозиции, бесплатно раздавались на манифестациях и просто на улицах Бишкека и в регионах республики.
Даже после смены режима новоявленные лидеры не скрывали, что революцию они сделали именно при помощи газет "МСН" и "Республика". Впрочем, журналисты этих изданий трудились, видимо, не без личной выгоды. Главный редактор "Республики" теперь назначена Послом Киргизии в США, а политический обозреватель "МСН" – послом в Австрии. Но, отблагодарив таким образом журналистов-союзников, новое руководство республики получило ряд оппозиционных СМИ, которые еще некоторое время продолжали контролировать члены семьи Акаева.
Стоит отметить, что на второй день после революции тогда еще исполняющий обязанности президента Киргизии Курманбек Бакиев публично заявлял, что одной из главных ошибок Акаева были попытки задушить свободу слова и подчинить себе прессу и что отныне такого не будет.
Какое-то время журналисты в Киргизии и вправду работали свободно. Но долго терпеть критику со стороны самой многотиражной газеты "Вечерний Бишкек" и популярного телеканала КООРТ новое руководство страны, как оказалось, не пожелало. Путем серии скандальных судебных разбирательств газета "Вечерний Бишкек" перестала принадлежать зятю бывшего президента Адилю Тойгонбаеву. Содержание издания тотчас же поменялось. Следующим был телеканал КООРТ. Опять-таки через суд было приостановлено право голоса основного акционера, и затем сразу же произошла смена руководства телеканала. Около 100 его сотрудников, было, даже объявили бойкот, но в итоге эта и другие меры не принесли результата. Часть журналистов уволились, другие работают под диктовку нового руководства канала.
И вот, наконец, очередь дошла и до телеканала «Пирамида». В четверг, 8 декабря, коллективу ТРК стало известно, что некая компания "Инвест-Медиа" в нарушение закона купила 50 процентов акций телеканала, которые находились в залоге. За этой компанией, по словам руководства «Пирамиды», стоит сын президента республики Максим Бакиев.

Журналистскому коллективу было объявлено о намерении превратить канал в музыкально-развлекательный, который войдет в состав телерадиокомпании КООРТ. На КООРТ, напомним, не так давно тоже сменилось руководство. При этом журналисты получили неофициальное распоряжение прекратить подготовку идущих в эфир информационных и аналитических программ. Продолжение темы – в репортаже нашего бишкекского корреспондента Виталия Катаргина:

(Запись с ТВ)

- Очередное достижение мартовской революции – власти пытаются захватить пирамиду. Депутаты «Жокорку Кенеша», неправительственные организации и правозащитники стали на защиту телекомпании.

Именно так в четверг начался выпуск новостей на телеканале "Пирамида", несмотря на неофициальное устное распоряжение прекратить подготовку информационных программ на политическую тематику. Скандал вокруг ТРК "Пирамида" в Киргизии разгорается уже не впервые. Попытку закрыть канал, который всегда отличался критичным взглядом на происходящее и объективностью, власти республики предпринимали еще при правлении Аскара Акаева в конце прошлого года. Тогда под предлогом поломки передатчика, каналу более месяца не давали возможности выходить в эфир в метровом диапазоне. Руководство ТРК было вынуждено пойти на сделку - 50 процентов акций на три года были отданы под залог компании "Ареопаг", работающей в сфере коммуникаций, которая, в свою очередь, предоставила кредит в размере ста тысяч долларов для ремонта передатчика. Несмотря на то, что срок соглашения истекает лишь в 2007 году, фирма "Ареопаг" без какого-либо уведомления продала акции третьей компании - "Инвест-Медиа".
А между тем, как говорит вице-президент ТРК "Пирамида" Олег Василь, телерадиокомпания была готова выплатить весь долг и вернуть свои акции.

- Мы в любой момент те деньги, которые были предоставлены нам, имели право выплатить. Но на эту тему с нами никто пока не хочет разговаривать.

Ситуация вокруг телеканала "Пирамида" стала и темой "Круглого стола", который в четверг прошел в здании парламента республики. При этом руководство ТРК открыто побаивается называть имена людей, которые стоят за компанией, выкупившей 50 процентов их акций. Суть конфликта озвучил депутат Кабай Карабеков.

- На телекомпанию "Пирамида" пришли люди, сказали, что они действуют от лица президента, Бакиева в данном случае, вернее от лица его сына Максима. Сказали, что эта компания отныне будет принадлежать сыну нового президента - Максиму Бакиеву. Это сегодня не только захват частной собственности, это вообще попытка приватизации информационного пространства Киргизстана. И это посягательство на наше право, на право каждого из нас.

По инициативе Кабая Карабекова и ряда других депутатов в пятницу, как ожидается, будет создана независимая парламентская комиссия, которая изучит ситуацию вокруг ТРК "Пирамида" и законность сделки по перепродаже ее акций. Также в пятницу новые совладельцы телекомпании созывают внеочередное собрание акционеров, на котором возможно будет официально объявлено о смене руководства канала и его политического курса.

И все же, несмотря на такие тревожные сообщения, определённых позитивных изменения со свободой слова в Киргизии после революции тоже немало. Нет открытого давления на журналистов. Не подавали пока на них в суд премьер-министр или президент, что не раз было при правлении Акаева. Однако даже при этом, беспристрастных и не ангажированных СМИ в Киргизии остается все меньше, - говорит продюсер международной НПО "Интерньюс-Киргизстан" Динара Суймалиева.

- К сожалению вот эти все процессы еще более усиливаются. И наоборот после революции очень многие политики захотели иметь собственные газеты и собственные СМИ. Хотя все-таки, конечно, по какой-то постреволюционной инерции палитра мнений в СМИ очень широкая сегодня, и практически ничего сегодня нельзя скрыть, утаить".

Вместе с этим как говорит Динара Суймалиева, жесткая цензура сохраняется на национальном телеканале - КТР. До недавнего времени "Интерньюс Киргизстан" размещал в эфире госканала передачу "Злое перо". Теперь программа выходит в эфире других телеканалов, поскольку руководство национальной телерадиокорпорации несколько раз передачу не выпускало, ссылаясь при этом на звонок из "Белого дома".

- Это не первый случай, когда программу снимали с эфира. Три раза она снималась. Были случаи что-то там подрихтовать, подрезать и так далее.

По-прежнему высокой в Киргизии остается роль международных и, прежде всего, западных средств массовой информации. Как отмечает продюсер "Интерньюс Киргизстан" Динара Суймалиева, материалы именно зарубежных информагентств и радиостанций остаются альтернативными источниками информации для населения.

- Их влияние на те процессы, которые происходили в марте и сейчас, очень велико. Потому что особенно в регионах радио, например, иногда это чуть ли не единственный источник информации. И естественно, выбирая между государственным радио и такими радиостанциями, как "Немецкая волна", "Би-Би-Си", люди доверяют западным средствам массой информации больше.

Впрочем, киргизские чиновники западные СМИ недолюбливали как раньше, так и сейчас. Корреспонденты зарубежных изданий не всегда могут попасть на определенные мероприятия в Доме правительства. То ли по случайности, то ли преднамеренно некоторых журналистов не включают в списки аккредитации. Так, на неопределенный срок был отложен вопрос о дополнительной аккредитации на постоянной основе 30 журналистов в парламенте республики. Депутат Каныбек Иманалиев при этом в частности заявил, цитирую: "Среди аккредитованных много сотрудников иностранных представительств. Мы должны опасаться их, учитывая государственную безопасность. А может они из зарубежных спецслужб",- конец цитаты. Справедливости ради стоит отметить, что парламент все-таки остается самым открытым государственным органом в Киргизии. Заседания за закрытыми дверями здесь редкость. Гораздо труднее СМИ работать с силовыми структурами - МВД, службой нацбезопасности, генпрокуратурой. Здесь получить какие- либо данные далеко не всегда представляется возможным. Хотя киргизское законодательство обязывает госслужащих предоставлять любую общественно значимую информацию. Правда, вот никакой ответственности за отказ в этом случае для чиновника не предусмотрено.