1. Inhalt
  2. Navigation
  3. Weitere Inhalte
  4. Metanavigation
  5. Suche
  6. Choose from 30 Languages

Европа

Национальные особенности общественно-правового вещания Европы

Национальные телерынки практически всех стран Евросоюза характеризуются сочетанием частной и общественно-правовой формы собственности медиакомпаний. Однако в каждой стране эта комбинация обладает "местным колоритом".

полка с телевизорами

Часто общественно-правое вещание путают с государственным. Однако общественно-правовые телерадиокомпании принадлежат не государству, а обществу, то есть принципиально отличаются по форме собственности. В Европе они, как правило, полностью или по большей части финансируются за счет взимания абонентской платы с владельцев теле- и радиоприемников, а также компьютеров и смартфонов. Политическая и финансовая независимость общественно-правовой модели вещания призвана обеспечить сбалансированную и объективную подачу информации.

BBC - старожил общественно-правовой системы вещания

Сотрудник арабской службы BBC

BBC - пионер общественно-правового вещания

Британская вещательная корпорация British Broadcasting Corporation (BBC) является прародителем общественно-правовой системы вещания в Европе. Ее модель часто использовалась в других странах. Бюджет BBC формируется из сборов, которые платят жители Соединенного Королевства за "Лицензию на право просмотра телевидения". В год это приблизительно 4 миллиарда евро. BBC транслирует на двух национальных телеканалах, многочисленных цифровых и спутниковых каналах, а также имеет внешнее теле- и радиовещание, осуществляемое всемирной службой BBC.

Корпорация была создана в соответствии со специальной "Королевской Хартией". Срок действия нынешней завершается в 2016 году, после чего хартия должна быть продлена. BBC является самой крупной телерадиовещательной компанией Великобритании. Частные каналы, например, ITV, Channel 5 или платное телевидение BSkyB значительно уступают ей по размерам. В Великобритании существует еще один общественно-правовой канал - Channel 4, который, однако, финансируется за счет рекламы.

Австрия - последний павший бастион

Долина в Альпах

Альпы тормозили в Австрии развитие телевидения

Еще одной страной, проявившей особую приверженность к общественно-правовой системе СМИ, стала Австрия. Она очень долго сопротивлялась допуску частных каналов на национальный телерынок и стала последней страной Евросоюза, решившейся на этот шаг. Лишь в 2003 году монополии общественно-правовых и отчасти государственных телекомпаний удалось положить конец. Частный телеканал ATV стал первопроходцем. Тем не менее по традиции на австрийском телерынке продолжает доминировать общественно-правовая компания ORF. Нужно отметить, что ее статус монополиста долгое время не только одобрялся, но и лоббировался правящими партиями Австрии. Кроме этого, прорыв частного телевидения тормозили и чисто технические причины. В некоторых регионах страны, особенно в альпийских долинах, введение новых частот было долгое время технически невозможным. Однако современное спутниковое и цифровое телевидение донесли новые телеканалы и до альпийской глубинки.

Италия: все бразды - в руках премьера

премьер-министр Италии Сильвио Берлускони

Сильвио Берлускони - итальянский премьер-министр и медиамагнат

Если в одном предложении упоминаются слова "Италия" и "телевидение", на ум невольно приходит имя премьер-министра страны Сильвио Берлускони, одного из крупнейших медиа-магнатов Европы. Принадлежащий ему холдинг Fininvest и его дочерняя компания Mediaset владеют тремя частными национальными телеканалами Canale 5, Italia 1 и Retequattro. Премьер-министр обладает и механизмами влияния на общественно-правовую телерадиокомпанию Radiotelevisione Italiana (RAI): членов ее контрольного совета назначает в Италии министр финансов, а правительство отвечает за назначение генеральных директоров телеканалов RAI. Таким образом, Сильвио Берлускони обеспечивает себе возможность держать под контролем 90 процентов телерынка страны, за что его постоянно критикует Европарламент.

Польша: как у других - на базе имеющегося

В Польше, как и во многих других странах бывшего соцлагеря, общественно-правовые телерадиокомпании возникли на основе бывших государственных. Лидером на национальном рынке там является общественная компания Telewіzija Polska (TVP), которая транслирует свои программы на двух национальных каналах, а также на канале внешнего вещания TV Polonia. На рынке частного телевидения в Польше бросается в глаза энергичная активность зарубежных инвесторов.

В этой связи нужно отметить, что одним из самых влиятельных игроков на европейском рынке СМИ является немецкий медиаконцерн Bertelsmann AG, который через дочернюю компанию Radio Television Luxembourg (RTL) владеет акциями 31 телеканала в 10 странах Европы.

Общеевропейская идея

Попытки создания общественно-правового телевидения предпринимаются и на европейском уровне. В качестве примера можно привести информационный телеканал Euronews, который отчасти финансируется Европейской комиссией. Впервые он вышел в эфир в 1993 году и вещает сегодня на восьми европейских языках, в том числе и русском, а также на арабском. Телеканал, штаб-квартира которого находится во французском Лионе, тесно сотрудничает со многими общественно-правовыми телеканалами Европы.

Автор: Бернд Ригерт / Ольга Сосницкая
Редактор: Геннадий Темненков

Контекст