1. Inhalt
  2. Navigation
  3. Weitere Inhalte
  4. Metanavigation
  5. Suche
  6. Choose from 30 Languages

Германия

Насколько сильно политическое влияние газеты Bild

С помощью газеты Bild издательский концерн Axel Springer может влиять на внутреннюю политику в Германии, определяя темы общественной дискуссии. Это утверждение оправданно, но только частично.

Номер газеты Bild

Номер газеты Bild

Можно предположить, что бульварная газета Bild определяет, какие темы в Германии становятся политической повесткой дня. А ее владелец, издательский концерн Axel Springer, с помощью такого мощного инструмента оказывает влияние на внутреннюю политику страны. Еще во время своего правления канцлер Герхард Шрёдер (Gerhard Schröder) не без иронии заметил, что для управления страной достаточно читать газету Bild, ее воскресный выпуск Bild am Sonntag и смотреть "телеящик". Газета читают почти 12 миллионов человек - около 19 процентов населения Германии старше 14 лет.

Bild избегает сложные темы

По частоте цитирования в немецких СМИ газета в прошлом году уступала лишь общественно-политическому еженедельнику Spiegel. В 2003 году Bild была удостоена премии боннского института Medien Tenor за "определение тем общественной дискуссии" в стране. Например, только в прошлом году благодаря публикации в газете темой обсуждения стало спасение в Афганистане Абдула Рахмана, приговоренного к смерти за принятие христианства.

Осенью прошлого года газета инициировала скандал в бундесвере, первой опубликовав фотографии, на которых немецкие солдаты в Афганистане позируют с черепами в руках.

Несмотря на это, влияние газеты Bild на обсуждение главных внутриполитических тем в стране в последние годы является маргинальным, считает немецкий журналист Кай-Хинрих Реннер (Kai-Hinrich Renner). А представление о том, что газета влияет на большую политику в стране, по его словам, скорее всего, является широко распространенным заблуждением.

Во время правления нынешней "большой коалиции" газета очень вяло участвовала в общественной дискуссии по таким "тяжелым" темам, как реформа социальных систем и здравоохранения.

Еще более важный вывод, который Реннер сделал в своем докладе о роли СМИ в современной демократии, состоит в том, что газете в последние годы больше не удается успешно проводить крупные медийные кампании против политиков и других известных личностей.

Политические кампании

С момента своего создания Bild, несмотря на официальную беспартийность, симпатизировала консервативным силам из ХДС/ХСС. Поэтому в центре реальных или надуманных скандалов газеты, как правило, оказывались политики левого толка.

Umweltminister Jürgen Trittin ohne Bart

Юрген Триттин

В 2001 году Bild начала охоту на представителей протестного движения конца 60-х годов прошлого века с "зеленого" министра экологии Юргена Триттина (Jürgen Trittin). Газета опубликовала фотографию одной из демностраций 30-летней давности с Триттином, обвинив его в соучастии в насильственных протестах.

На фото он якобы был изображен с палкой в одной и металлическим резаком в другой руке. При анализе снимка выяснилось, что палка оказалась веревкой, а резак – перчаткой. В результате газета дискредитировала себя, а ее главный редактор был вынужден извиниться перед политиком.

Но за этим последовала новая кампания против другого "зеленого" политика, министра иностранных дел ФРГ Йошки Фишера. Его газета якобы уличила в пособничестве террористам из "Фракции Красной армии" (RAF) из-за того, что в 70-е годы в квартире Фишера в соседней комнате с ним ночевала одна из членов этой организации. Несколько месяцев подряд имя Фишера на страницах Bild появлялось вместе с эмблемой RAF.

Однако Фишер как был до того, так и остался самым популярным немецким политиком.

Das letzte Duell

Штойбер и Шрёдер на теледуэли перед выборами 2002 года

Перед выборами в бундестаг 2002 года Bild в открытую поддерживала кандидата от ХДС/ХСС премьер-министра Баварии Эдмунда Штойбера (Edmund Stoiber). Поскольку "красно-зеленая" коалиция после первых 4 лет правления не могла похвастаться большими успехами, шансы обоих кандидатов в канцлеры - Шрёдера и Штойбера - были примерно одинаковыми. После последней теледуэли "народная" газета Bild объявила победителем Штойбера, хотя, согласно большинству опросов, телезрители отдали предпочтение Шрёдеру.

В результате выборы выиграли социал-демократы и "зеленые", а Bild, несмотря на 12 миллионов читателей, так и не смог помочь "своему" кандидату. По мнению Реннера, в этом нет ничего удивительного, поскольку большинство немцев покупают Bild явно не из-за политического раздела газеты.

Безуспешной была и кампания газеты перед чемпионатом мира по футболу против тренера сборной Германии Юргена Клинсмана, а также кампания против "плохой" реформы правописания.

"Успехи" газеты

Газета добивалась ощутимых успехов там, где она могла разбудить социальную зависть населения. Наиболее показательным примером стала история немца, который на социальную помощь обосновался во Флориде. После репортажа в Bild бундестаг в рекордно короткий срок принял поправки в соответствующий закон, из-за чего большинству из примерно тысячи проживавших за границей немецких социальщиков пришлось вернуться в Германию.

Борьба за справедливость обернулась тем, что в результате расходы на социальную помощь возросли. Получатели социальной помощи в большинстве своем уезжали жить не в США, а в такие страны, как Польша, Испания и Португалия, где стоимость жизни ниже, чем в ФРГ.

Не менее успешным для газеты оказался скандал с использованием политиками для частных поездок "льготных миль", которые они заработали в ходе служебных перелетов. В результате со своих постов ушли депутат "зеленых" в бундестаге Джем Оздемир и бургомистр Берлина Грегор Гизи (ПДС). Критики указывали на то, что газета запустила этот скандал перед выборами в бундестаг 2002 года, а среди его фигурантов почти не было представителей блока ХДС/ХСС. (сг)

Фоторепортаж

Самоконтроль немецкой прессы

Контекст

Архив