1. Inhalt
  2. Navigation
  3. Weitere Inhalte
  4. Metanavigation
  5. Suche
  6. Choose from 30 Languages

Центральная Азия

КНБ борется с водочниками и с газетой"Алма-Ата-Инфо"

После ряда статей в "Алма-Ате-Инфо", где рассказывалось о конфликте между крупнейшим производителем водки в Казахстане и силовыми структурами, в дом главреда с обыском пришли представители национальной безопасности.

вид на Алма-Ату

вид на Алма-Ату

Вот уже несколько дней общественность Казахстана внимательно следит за скандалом, развернувшимся вокруг небольшой по тиражу газеты "Алма-Ата-Инфо" и ее главным редактором Рамазаном Есергеповым, с одной стороны, и Комитетом национальной безопасности, с другой. Вслед за появившимися в нескольких номерах издания материалов, где рассказывалось о конфликте между крупнейшим производителем водки в стране Султаном Махмадовым и силовыми структурами, вскоре в дом главного редактора с обыском пожаловали представители национальной безопасности.

Обыск у главреда после публикаций

До минувшей субботы, когда дом главного редактора газеты "Алма-Ата-Инфо" Рамазана Есергепова буквально штурмом взяли сотрудники КНБ, никто даже и не подозревать не мог, сколько шума могут наделать статьи в издании, чей тираж едва достигает 8 тысяч экземпляров. Однако факт есть факт. В ответ на отказ Есергепова впустить в дом сотрудников Комитета национальной безопасности последние, недолго думая, попросту взломали входную дверь ломом. Поводом для столь решительных действий со стороны сотрудников КНБ стало подозрение, что у главного редактора газеты есть либо подлинники, либо копии документов с грифом "секретно", которые ранее были похищены из Джамбульского департамента КНБ. Как раз часть из них нашла свое место на страницах газеты "Алма-Ата-Инфо".

Согласно опубликованным документам, сотрудники КНБ в целях выяснения количества произведенной теневой продукции на спиртзаводе Султана Махмадова использовали самые различные методы получения информации. Среди них прослушка телефонных разговоров, специальное видеонаблюдение и весьма банальная слежка за руководством спиртзавода в городе Тараз. Впрочем, считает президент фонда "Журналисты в беде" Розлана Таукина, для получения сведений от Рамазана Есергепова сотрудники КНБ не имели права использовать силовые методы:

"КНБ превысил свои полномочия"

"Комитет Национальной Безопасности превышает свои полномочия, и нападение на главного редактора газеты "Алма-Ата-Инфо" абсолютно не обосновано. Дело в том, что в предыдущем номере газеты "Алма-Ата-Инфо" была напечатана статья "Кто управляет государством? Президент или КНБ?". Напечатав отрывок документа из Джамбульского областного департамента КНБ, практически газета довела до сведения населения общественно значимую информацию. Джамбульский департамент КНБ возбуждает уголовное дело, прокурор Тараза дает санкцию на обыск здесь в Алма-Ате у Рамазана Есергепова, и десять человек взламывают дверь, для того, чтобы ворваться в квартиру главного редактора газеты. Делают обыск, не находят секретных документов, более того, изымают сотовые телефоны у всех членов его семьи!"

По мнению Розланы Таукиной, сотрудники КНБ не имели права врываться в дом Рамазана Есергепова, а должны были через суд потребовать от главного редактора выдать сведения об источнике происхождения документов имеющих гриф "секретно". На деле же, утверждает президент фонда "Журналисты в беде", обыск продолжался в течение более 20 часов, а у главного редактора обострился гипертонический криз, в результате которого он вынужден был обратиться за медицинской помощью.

КНБ возражает, приводя свои аргументы

Между тем, Комитет национальной безопасности категорически не согласен с трактовкой событий, о которых рассказала Розлана Таукина. Согласно распространенному Джамбульским департаментом КНБ пресс-релизу, в ходе обыска, проведенного как в доме главного редактора газеты "Алма-Ата-Инфо", так и хозяина спиртзавода "Тараза" Султана Махмадова были обнаружены секретные документы, которые ранее были похищены из архива КНБ. Также, сообщается в пресс-релизе, при обыске в доме Махмадова обнаружены заготовки статей Есергепова с правками, внесенными лично хозяином спиртзавода, что указывает на заказной характер материалов, опубликованных в газете "Алма-Ата-Инфо". И как указывает пресс-служба Джамбульского департамента КНБ, у них есть сведения, что только за публикации в газете секретных материалов из архива КНБ, Есергепов получил от Махмадова порядка 2 миллионов тенге, что в перерасчете составляет чуть больше 13 тысяч евро.

И возможно, именно по этой причине ни одна из крупных журналистских организаций Казахстана пока не выступила в защиту Рамазана Есергепова, хотя практически все независимые издания страны достаточно подробно рассказали об инциденте вокруг газеты "Алма-Ата-Инфо". И еще, как сообщил Deutsche Welle источник из силовых структур Казахстана, пока против Рамазана Есергепова никто уголовного дела не заводил. В настоящий момент главный редактор оказавшегося в центре скандала издания, заметил источник, проходит как свидетель по делу производства контрафактной водки на спиртзаводе "Тараз". Более того, добавил источник Deutsche Welle из силовых структур, не приостановлен и выход газеты "Алма-Ата-Инфо".

Анатолий Вайскопф