Как в Молдавии отнеслись к запрету российских телепрограмм | Европа и европейцы: новости и аналитика | DW | 13.02.2018
  1. Inhalt
  2. Navigation
  3. Weitere Inhalte
  4. Metanavigation
  5. Suche
  6. Choose from 30 Languages

Европа

Как в Молдавии отнеслись к запрету российских телепрограмм

В республике вступил в силу закон о запрете новостных и аналитических программ, произведенных в России. Что говорят об этом журналисты и эксперты?

В понедельник, 12 февраля, в Молдавии вступили в силу поправки в Кодекс о телерадиовещании, предусматривающие запрет трансляции на территории страны новостных и аналитических, военных и политических передач и ток-шоу, произведенных в странах, не подписавших Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении. К этим странам относится и Россия, которая подписала документ еще в 2006 году, но не ратифицировала его. В обществе новый закон получил неофициальное название "О борьбе с российской пропагандой". 

Российские телепрограммы в Молдавии 

Как сообщается на сайте Координационного совета по телерадиовещанию (КСТР), российские передачи в Молдавии ретранслирует 61 телеканал. Они "разбросаны" по пакетам кабельных операторов, которые раскупаются в зависимости от возможностей, вкусов и пристрастий потребителей. Но в большинстве пакетов есть ретрансляторы крупнейших российских телеканалов - Первого, НТВ, РТР. Именно эти телеканалы занимают первые строчки в рейтингах зрительских симпатий. За нарушение новых требований КСТР предусматривает наказание в виде штрафа до 70 тысяч леев (свыше 4000 долларов), вплоть до лишения лицензии на вещание.

По данным соцопроса "Барометр общественного мнения", проведенного в ноябре-декабре 2017 года Институтом публичной политики, около 40 процентов респондентов получают информацию по российскому телевидению. Как же отреагировали на нововведения в обществе, в профессиональной и экспертной среде?

Развлекательные передачи вместо новостей

Вместо программы новостей Первого канала российского телевидения - теперь в эфире "Непутевые заметки" с Дмитрием Крыловым. Вместо ток-шоу "Время покажет" - "Хочу знать" с Михаилом Ширвиндтом. Таким образом телеканал Prime - молдавский ретранслятор Первого канала - подкорректировал свою программу в первый день действия нового закона. С экранов исчезли российские новости, но остались рейтинговые развлекательные передачи - "Давай поженимся", "Модный приговор" и т.д., а также художественные фильмы и сериалы.

Рука с пультом

Зритель выбирает кнопкой

Перекроить сетку вещания пришлось и другим ретрансляторам российских телевизионных каналов. "Неприятнейшая ситуация, - посетовала в интервью DW генеральный продюсер NTV-Moldova Адела Райляну. - Нам пришлось отказаться от многих российских проектов".

По словам Райляну, российские новости в общем объеме вещания NTV-Moldova занимали "не так уж много места - 30-40 минут в день, плюс два-три часа аналитики и политических ток-шоу". Теперь лакуны придется хотя бы частично закрывать передачами собственного производства, "только ни средств, ни кадров для этого не хватает". Впрочем, по словам генерального продюсера канала, "мы все равно будем рассказывать о важнейших событиях в России, ведь там проживают около 500 тысяч наших соотечественников. 

Конкуренция на информационном поле 

"То, что рейтинг ретрансляторам российских каналов приносили именно передачи российского производства - очевидно, потому что невозможно молдавскими собственными ресурсами конкурировать с "Газпром-медиа" или с Первым каналом", - делится с DW своей точкой зрения генпродюсер местного телеканала Accent-TV Станислав Выжга.

Станислав Выжга

Станислав Выжга

Но новый закон запрещает ретрансляцию российского информационного контента, "а здесь мы уже могли конкурировать в контексте того, как подаем мы новости, - насколько оперативнее, беспристрастнее, креативнее", уверен Выжга. 

Потребитель "голосует" кнопкой. Новое законодательство лишило зрителей возможности получать информацию с разных точек зрения, именно поэтому такая ситуация не может длиться долго, считает Выжга. "Невозможно в современном мире держать людей в информационном вакууме и представлять им однобокую позицию", -говорит руководитель молдавского телеканала.

Борьба с пропагандой 

Иное мнение у тележурналиста Олега Кристала. "Российские телеканалы занимаются не информацией, а пропагандой", - не сомневается он. По мнению журналиста, запретить их следовало раньше, в 2005-2006 годах. "Но лучше поздно, чем никогда", - подытоживает он в беседе с корреспондентом DW.

Доктор истории Руслан Шевченко объясняет необходимость нововведений в молдавском информационном пространстве тем, что "сведения, которые распространялись о нашей стране российскими СМИ, были не в пользу нашей государственности".

Контекст

"Политические события в Молдавии освещались негативно, страну показывали, как бедную, бесперспективную. Всех наших жителей ориентировали на то, что будущее страны только рядом с Россией", - говорит Шевченко. Эксперт уверен, что в перспективе необходимо запретить в Молдавии и российские интернет-сайты, и российские печатные СМИ.

Депутаты "за", президент "против"

Поправки в Кодекс об аудиовизуале были приняты парламентским большинством сразу в двух чтениях 7 декабря 2017 года. Президент Игорь Додон назвал законопроект "антидемократическим" и отказался его подписывать. Вместо него, по решению Конституционного суда, временно отстранившего главу государства от должности, свою подпись под документом поставил спикер парламента Адриан Канду 10 января.

Госдума РФ жестко раскритиковала действия молдавских властей. В ответ парламент Молдавии проголосовал 8 февраля за декларацию, осуждающую "нападки РФ на национальную информационную безопасность и оскорбительное вмешательство в политическую деятельность Республики Молдова". 

Смотрите также:

Смотреть видео 15:24
Now live
15:24 мин

Игорь Додон в программе "Немцова.Интервью": Россия для Молдавии не пример

Контекст

Аудио- и видеофайлы по теме