1. Inhalt
  2. Navigation
  3. Weitere Inhalte
  4. Metanavigation
  5. Suche
  6. Choose from 30 Languages

Центральная Азия

Казахстан. Конфликт между властью и независимыми СМИ

Камнем преткновения стали новые поправки в закон «О СМИ», которых так опасались журналисты

default

Можно сказать, что ситуация на информационном поле накаляется постоянно. В течение нескольких дней департамент внутренней политики акимата города Алма-Аты возбудил судебные иски сразу против трех оппозиционных изданий.

Первой ласточкой стала газета «Алма-Ата инфо», против которой городские власти инициировали административное разбирательство, инкриминируя редакции нарушение национального законодательства о средствах массовой информации. За «провинность», якобы совершенную работниками издания, его выпуск могут приостановить на срок до трех месяцев. Поводом для возбуждения дела послужил тот факт, что редакция якобы изменила тематическую направленность, но при этом не перерегистрировала СМИ. Между тем, «Алма-Ата инфо» всегда печатала и продолжает печатать материалы информационно-развлекательного, общественно- политического, экономического и спортивного характера. Правда, редакция для того, чтобы выжить, решила использовать часть своих полос под рекламные объявления. Именно этот факт департамент внутренней политики алма-атинского городского акимата, видимо, и посчитал противозаконным.

С точки зрения президента казахстанского Фонда «Журналисты в беде» Розланы Таукиной, давление на газеты оказывается для того, чтобы на информационном поле республики в итоге остались лишь лояльные и «удобные» властям СМИ:

- Газета не ворует деньги, она предоставляет услуги. А те газеты, которые выпускают информацию критикующую, аналитическую, не очень «удобную» для власти, их оставляют без рекламы. На таком существовании находится проект «Дат», который уже три месяца не может заплатить зарплату своим сотрудникам. Поэтому я считаю, что эти иски против газеты, которая увеличивает свои рекламные полосы, надуманные, они против нормального человеческого развития в рыночных условиях!

В то же время коллектив редакции газеты «Айна плюс», преемницы закрытой по решению суда оппозиционной газеты «ДАТ», узнал недавно, что еще 16 марта постановлением специализированного межрайонного административного суда города Алма-Аты выпуск газеты приостановлен на три месяца. Об этом факте собственнику газеты и коллективу редакции стало известно от работников типографии, в которой печатается «Айна плюс». При этом, как выясняется, в тексте судебного документа сказано, что собственник газеты отказался подписывать протокол о совершении административного правонарушении. Между тем, фактически руководитель газеты Ермурат Бапи сообщает, что никакой информации о суде редакция газеты не получала, и запрет издаваться явился для ее сотрудников полной неожиданностью. Однако, несмотря на эти заявления, газета «Айна плюс» все же признана виновной. Департаменту внутренней политики города Алма-Аты якобы не понравилось, что издание, основной тематической направленностью которого (согласно свидетельству о регистрации) является публикация информационно-справочных материалов, на самом деле периодически публикует статьи общественно-политического характера. В связи с этим собственник газеты «Айна-плюс» должен не только закрыть издание, но и выплатить государству штраф в размере, превышающем в пересчете тысячу евро. Для газеты, которая уже три месяца не может выплатить своим сотрудникам заработную плату, это неподъемная сумма. Как отмечает президент казахстанского Фонда защиты свободы слова «Адил Соз» Тамара Калеева, проблемы независимых изданий напрямую связаны с новыми поправками, внесенными в закон «О СМИ»:

- Это стало возможно после января этого года. Сама по себе консервативная, абсолютно не демократичная норма закона «О СМИ» о том, что редакция газеты должна в своих уставных документах показывать тематическую направленность газеты, теперь еще более ужесточена, также как и многие другие требования, которые сейчас применяются к регистрационным документам.

Не избежала судебного преследования и бывшая газета «Республика», которая в настоящее время носит название «Право. Экономика. Политика. Культура». Еще в январе текущего года решением специализированного межрайонного суда города Астаны деятельность газеты «Республика» была признана незаконной. Редакция и новый собственник издания подали заявку в министерство культуры и информации о перерегистрации издания. В ожидании ответа от официальных органов газета продолжала издаваться. Это стало поводом для обвинения в административном правонарушении.

Между тем, как отмечает директор общественного объединения «Интерньюс Центральная Азия» Олег Кациев, похожая ситуация уже наблюдалась в Казахстане ранее. В 2001-м – 2002 -м годах, когда в республике наблюдался политический кризис, власти закрывали неугодные, «неудобные» СМИ. Было также закрыто около восьми теле- и радиостанций. По словам Олега Кациева, уже на протяжении нескольких лет властями используется этот механизм: если им надо закрыть неугодное СМИ, для этого всегда найдется подходящая статья в законе:

- Опять-таки очередной политический кризис в стране, связанный с последовавшими одно за другим убийствами видных оппозиционеров. В этот момент, естественно, обостряется публицистическая борьба. Оппозиционные газеты начинают обличать власть, а власти это совершенно не нужно. И вот в этой неравной борьбе, честно говоря, всегда побеждает власть, потому что у нее всегда больше возможностей, и есть законы, которые в принципе специально приспособлены для того, чтобы закрывать неугодные СМИ.

По мнению Олега Кациева, даже если та или иная статья закона не подходит для того или иного конкретного случая, то все равно казахстанский суд всегда сможет, что называется, «за уши притянуть обвинение и решить дело в пользу закрытия независимого издания».