1. Inhalt
  2. Navigation
  3. Weitere Inhalte
  4. Metanavigation
  5. Suche
  6. Choose from 30 Languages

Германия

История общественно-правовой системы СМИ в Германии

Объективность, критичность, независимость - эти три слагаемых определяют сущность общественно-правового телерадиовещания Германии. Оно всего на год младше самой ФРГ и в ответе за свою деятельность только перед обществом.

В студии ARD

После окончания Второй мировой войны медиапространство Германии начало свое развитие буквально с нуля, ведь все существовавшие до тех пор СМИ были распущены. Гитлер прекрасно осознавал огромную власть средств массовой информации и в полной мере использовал их для пропаганды нацистской идеологии. А радио даже находилось в прямом подчинении рейхсминистра народного просвещения и пропаганды Йозефа Геббельса (Joseph Göbbels).

"По нашему глубокому убеждению, никогда более радиостанции не должны становиться рупором пропаганды и механизмом давления какого бы то ни было правительства. Их программа должна представлять интересы всех слоев населения, и давать возможность всем общественным группам и партиям свободно выражать свое мнение", - так Эдмунд Шехтер, американский офицер-инспектор, определил причины и смысл создания общественно-правовой системы радиовещания в послевоенной Германии с точки зрения союзников.

Удаленность от политики

логотип ARD

ARD объединяет суверенные телерадиокомпании

Час Объединения общественно-правовых телерадиокомпаний ФРГ (по-немецки Arbeitsgemeinschaft der öffentlich-rechtlichen Rundfunkanstalten, сокращенно ARD) пробил в 1950 году. Независимость от политики и денег, по замыслу создателей, должны были оградить СМИ молодого западногерманского государства от каких-либо вмешательств извне. Негосударственный статус общественно-правовых СМИ был, кроме того, прописан в Основном законе ФРГ.

В июне 1950 года несколько региональных радиокомпаний приняли решение объединиться в одну, а 9 августа того же года состоялось учредительное собрание новой организации. В течение последующих тридцати лет программы ARD были единственными источниками теле- и радиовещания в Германии. И лишь в 1984 году на медиарынок ФРГ были допущены частные компании.

Что касается независимости от политического лобби, то ее должна была обеспечить федеральная форма организации. И поныне членами объединения ARD являются суверенные телерадиокомпании, которые самостоятельно готовят свои программы. У истоков объединения стояли всего 6 радиостанций, а сегодня ARD - настоящий мультимедийный гигант.

Объединение состоит из 9 земельных телерадиокомпаний, которые, в свою очередь, готовят программу для 11 телеканалов и 55 радиостанций. ARD насчитывает около 20 тысяч штатных сотрудников, число свободных журналистов значительно выше. ARD имеет корпункты в 30 странах мира, в которых работает более 100 теле- и радиокорреспондентов.

В ответе только перед обществом

телезрители у экрана

"Tagesschau" - несменный источник информации для многих немцев

Идейные отцы ARD позаботились и о финансовом суверенитете телерадиокомпаний: общественно-правовые СМИ существуют не за счет государства или частных инвесторов, а за счет общественных средств. Владельцы устройств приема электронных СМИ платят в Германии ежемесячную абонентскую плату. Для обладателей телевизоров она составляет сегодня около 18 евро в месяц, а владельцы радиоприемников, компьютеров и смартфонов платят ежемесячно 5,76 евро.

Соответственно, за свою деятельность общественно-правовые СМИ в ответе только перед обществом. Медиакомпании, входящие в состав ARD, не обязаны гнаться за рейтингами. Нельзя сказать, что они их полностью игнорируют, но, по крайней мере, спектр предлагаемых программ не ориентирован на чисто коммерческие проекты. Кроме того, реклама на общественно-правовых каналах имеет жесткие ограничения. Так, она запрещена после 20 часов и в воскресенье.

Общее рекламное время ограничено 20 минутами в день - это чуть больше одного процента от общего времени вещания. Ежегодный бюджет всех телерадиокомпаний ARD составляет 6,3 миллиарда евро, а реклама приносит, как правило, лишь 5,5-6 процентов от общего бюджета.

Общественно-правовые бренды

В конце 1950-х годов федеральный канцлер Германии Конрад Аденауэр (Konrad Adenauer) предпринял попытку создать государственное телевидение, однако Конституционный суд ФРГ не допустил этого. Уже вскоре, в 1963 году, в качестве альтернативы первому общефедеральному каналу Das Erste появился второй общенациональный общественно-правовой канал - ZDF.

За 60 лет существования объединение ARD создало немало хорошо знакомых каждому немцу передач и сериалов. Одной из самых известных, пожалуй, является вечерняя новостная программа, которая выходит на первом общефедеральном канале - Tagesschau, или "Обозрение дня". Передача выходит неизменно с 1952 года в 8 часов вечера.

До появления частного телевидения в середине 1980-х годов Tagesschau, по сути, был основным информационным источником страны. Эту программу был обязан смотреть каждый, считавший себя образованным человеком, житель Германии. И сегодня вечерние новости на первом общефедеральном ежедневно смотрят почти 10 миллионов человек.

Эрик Беттерман

Генеральный директор медиакомпании Эрик Беттерман

Deutsche Welle также является общественно-правовой медиакомпанией, которая начала работать в 1953 году как иновещательная радиостанция. Сегодня это - визитная карточка Германии на 30 языках. Кстати, по сравнению с другими медиакомпаниями, входящими в объединение ARD, Deutsche Welle обладает одним важным преимуществом: на нее не распространяются ограничения по использованию аудио- и видеоматериалов на сайте.

Все остальные электронные общественно-правовые СМИ Германии имеют право делать это лишь в ограниченном объеме. Но так как Deutsche Welle является игроком международного медиапространства, она ориентируется на внешний, а не внутренний рынок. "Мы конкурируем на другом уровне, поэтому во многих вещах, в частности, что касается мультимедийности, мы продвинулись гораздо дальше, чем другие общественно-правовые компании", - говорит генеральный директор Deutsche Welle Эрик Беттерман (Erik Bettermann).

Критические замечания

Однако все же полностью отойти от политики общественно-правовой системе не удалось. По телеканалам ARD и на ZDF, например, транслируются предвыборные ролики политических партий, которые - как ни крути - являются односторонней политической агитацией.

С другой стороны, их наличие в эфире можно объяснить данным общественно-правовыми СМИ обязательством обеспечивать зрителей наиболее полной и актуальной информацией. Для соблюдения необходимой дистанции общественно-правовые каналы всегда предупреждают, что не несут ответственности за содержание политических роликов.

Неоднозначным является и факт присутствия политиков в Совете по вещанию. Помимо распределения бюджета внутри ARD, он занимается избранием генеральных директоров общественно-правовых компаний. Нередко случается так, что этот пост занимают члены находящейся на данный момент у власти партии.

Однако, несмотря на критику, можно с уверенностью сказать, что независимость от власть имущих и капитала является проверенным временем фирменным знаком общественно-правовой системы СМИ в Германии.

Автор: Маттиас фон Хельфельд / Ольга Сосницкая
Редактор: Юлия Сеткова

Контекст