Зачем опальному украинскому олигарху Euronews? | Украина и украинцы: взгляд из Европы | DW | 20.03.2015
  1. Inhalt
  2. Navigation
  3. Weitere Inhalte
  4. Metanavigation
  5. Suche
  6. Choose from 30 Languages

Украина

Зачем опальному украинскому олигарху Euronews?

Дмитрий Фирташ приобрел лицензию на вещание украинского Euronews. В редакции уверены, что эта сделка не повлияет на информационную политику телеканала.

Дмитрий Фирташ

Украинский миллиардер Дмитрий Фирташ

Пребывание в Вене под подпиской о невыезде не мешает украинскому миллиардеру Дмитрию Фирташу развивать свою медиаимперию. Всего несколько недель назад олигарх, обвиняемый в США в коррупции, вызвал немалый резонанс в СМИ, став инициатором и спонсором "Агентства по модернизации Украины". В последние дни имя Фирташа снова на слуху.

13 марта стало известно о соглашении, заключенном между международным информационным каналом Euronews и медиагруппой Дмитрия Фирташа Inter Media Group. Согласно договоренности, Inter Media Group становится эксклюзивным партнером Euronews на Украине вместо Национальной телекомпании Украины (НТКУ).

"Мы очень рады сотрудничеству с ведущей медиагруппой Украины. Оно имеет двойное преимущество, поскольку результатом будет укрепление вещания Euronews на Украине и распространение информации об Украине по всему миру", - заметил по этому поводу председатель совета директоров Euronews Майкл Питерс, слова которого приводит сайт телеканала "Интер" (главным акционером которого является Inter Media Group. - Ред.).

Euronews и НТКУ: конец романа

Один из самых известных информационных телеканалов Европы открыл украинскую редакцию в Лионе в августе 2011 года, а к концу того же года сформировал собственное бюро в столице Украины. Сотрудники киевского бюро заняты подготовкой эксклюзивных новостей для украинских зрителей, а также сюжетов и репортажей из Украины для международной аудитории.

Логотип Euronews

Логотип Euronews

В конце 2014 гендиректор НТКУ Зураб Аласания заявил, что его телекомпания не намерена продлевать лицензию на вещание украинской версии Euronews и планирует отказаться от одного процента акций телеканала, принадлежащих НТКУ. Главной причиной прекращения сотрудничества украинский вещатель называл отсутствие у него необходимых финансовых средств.

Глава НТКУ в многочисленных интервью не скрывал своего желания избавиться от финансового бремени в виде Euronews. Как отмечал Аласания в комментарии интернет-изданию "Телекритика", рассказывающему об украинских СМИ, задолженность НТКУ перед Euronews за предыдущие годы по лицензионному соглашению составила 10 млн 700 тысяч евро.

В четверг, 19 марта, Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания удовлетворил ходатайство НТКУ и аннулировал ее лицензию на трансляцию украинской версии телеканала Euronews. Члены Нацсовета выразили готовность предоставить лицензию на вещание украинской версии Euronews новому акционеру. "Мы с удовольствием предоставим лицензию на вещание этого канала. Но это уже будут частные компании и не государственные деньги", - цитирует "Телекритика" председателя Нацсовета Юрия Артеменко.

Инвестиция с расчетом?

Euronews позиционирует себя как независимый вещатель, который предлагает беспристрастный взгляд на события в мире и транслирует информацию на 13 языках. Аудитория Euronews, по данным сайта телеканала, составляет 400 млн зрителей в 155 странах мира. Информация о смене владельца лицензии на вещание украинской версии Euronews вызвала определенные вопросы в журналистской среде и опасения о возможном влиянии нового инвестора на редакционную политику канала.

Эти страхи усиливает информационная политика телеканала "Интер", который Дмитрий Фирташ активно использует в своих интересах. В частности, телеканал обеспечивает медийное сопровождение инициативы олигарха по созданию "Агентства по модернизации Украины".

По мнению юриста Института медиаправа Игоря Розкладая, инвестиция Фирташа в Euronews выглядит как некий расчет. "Как по мне, то это часть какой-то большой игры. Очевидно, что Фирташ просто так ничего не делает", - указал эксперт. "Это может быть имиджевый проект, но в данных условиях я бы это больше расценивал именно как элемент информационного воздействия, возможно, каких-то торгов с властью", - добавил Розкладай.

"Имиджевый проект"?

Директор Института массовой информации Оксана Романюк считает, что Фирташ рассматривает Euronews не как бизнес, а как ресурс воздействия, привилегию или очередную "подушку безопасности" для себя. "Возможность влияния не только на аудиторию внутри страны, но и на европейскую аудиторию, очевидно, - соблазн, перед которым трудно устоять", - рассуждает Романюк.

Медиаэксперт посетовала, что "у украинских олигархов совершенно отсутствует культура отношения к СМИ как к независимому бизнесу, как к социальной ответственности, культура невмешательства в редакционную политику", и выразила опасения, что украинская служба Euronews может стать заложницей интересов олигарха.

Руководитель украинской службы Euronews Фидель Павленко в свою очередь категорически отрицает любую возможность влияния акционеров на редакционную политику. "Редакционная политика останется независимой", - заверил Павленко. По его словам, заложенная в уставе компании редакционная политика Euronews никоим образом не меняется в связи с коммерческими сделками.

Павленко напомнил, что все 13 языковых служб Euronews, включая украинскую, придерживаются общей редакционной политики. "Редакционный контроль над деятельностью любой языковой службы осуществляется из штаб-квартиры в Лионе. Здесь находятся главный редактор, директор новостных и культурных программ, и они осуществляют полный контроль", - подвел итог руководитель украинской службы Euronews.

Смотреть видео 45:13

Дмитрий Фирташ: главная цель - вернуть офшорный бизнес домой (06.03.2015)

Аудио- и видеофайлы по теме