1. Inhalt
  2. Navigation
  3. Weitere Inhalte
  4. Metanavigation
  5. Suche
  6. Choose from 30 Languages

Украина

Запрет "Дождя" на Украине: что думают в Европе

Через месяц российский телеканал "Дождь" прекратит вещание на Украине. "Репортеры без границ" и Немецкий союз журналистов назвали его запрет серьезным нарушением свободы СМИ.

Профильные журналистские организации в Европе резко раскритиковали запрет вещания российского телеканала "Дождь" на Украине. В интервью DW представители "Репортеров без границ" и Немецкого союза журналистов назвали принятое в четверг, 12 января, решение украинского Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания исключить "Дождь" из перечня разрешенных для ретрансляции иностранных программ "вопиющим актом цензуры" и "грубым вмешательством в свободу СМИ".

"Даже если Национальный совет нашел некоторые формальные нарушения украинского законодательства, ничто в соответствии с международным правом не оправдывает таких жестких мер", - заявил глава отдела Восточной Европы и Центральной Азии в международной неправительственной организации "Репортеры без границ" Йоханн Бир в Париже. По его мнению, реакция украинской стороны на возможные нарушения со стороны "Дождя" оказалась чрезмерной. "Мы убеждены, что можно было найти другое решение, и призываем регулятора вновь разрешить "Дождю" вещать на территории Украины", - добавил эксперт.

Меж двух огней

В заявлении Нацсовета, опубликованном после заседания в четверг, сказано, что российский телеканал неоднократно нарушал требования закона Украины "О телевидении и радиовещании". В частности, в его эфире демонстрировались карты, на которых Крым был обозначен как часть российской территории. 

Хендрик Цёрнер из Немецкого союза журналистов

Хендрик Цёрнер из Немецкого союза журналистов

Однако по мнению представителя Немецкого союза журналистов Хендрика Цёрнера (Hendrik Zörner), это не оправдывает запрет вещания "Дождя" на Украине. "При всех проблемах и противоречиях, которые существуют между двумя странами, в такой демократической стране, как Украина, вещание российского телеканала должно быть возможным. Это часть свободы СМИ, которая должна действовать и там", - пояснил он.

С ним согласен и Йоханн Бир из "Репортеров без границ". Он убежден, что украинским властям "следовало проявить некий здравый смысл и понимание". Не стоит забывать, рассуждает Бир, что телеканал "Дождь" зарегистрирован в России: "Если бы "Дождь" показал карту, на которой Крым был бы частью Украины, он уже давно перестал бы существовать". По мнению собеседника DW, украинским властям следовало бы принять во внимание, что "Дождь" неоднократно называл действия России в Крыму аннексией и независимо освещал события на Украине. "Доступ украинского населения к этому телеканалу служил мостом между жителями двух стран, позволяющим снизить степень недоверия, вызванного войной", - резюмировал Бир.

Российским СМИ на Украине не рады

Йоханн Бир из Репортеров без границ

Йоханн Бир из "Репортеров без границ"

Среди других нарушений "Дождя", перечисленных в заявлении Нацсовета, оказались популяризация российских правоохранительных органов в показанных телеканалом фильмах "О чем еще говорят мужчины" и "Быстрее, чем кролики", а также нарушение украинского рекламного законодательства. Впрочем, "Дождь" не первый телеканал, столкнувшийся с проблемами при работе на Украине. Серьезные ограничения испытывают многие российские СМИ, рассказал Йоханн Бир. Он напомнил, что украинские власти уже запретили вещание многих других российских телеканалов, а российским журналистам регулярно отказывают в визах для въезда на Украину.

"Мы понимаем, что в условиях войны украинские власти вынуждены противостоять российской пропаганде, но последствия этой борьбы - например, создание на Украине Министерства информации - вызывают серьезное беспокойство", - констатировал Бир. Он также отметил, что в украинском обществе существует большой соблазн использовать борьбу с российской пропагандой для ограничения плюрализма мнений: "Это опасная ситуация, и мы ожидаем, что украинские власти будут защищать свободу СМИ и плюрализм, а не ограничивать их".

Собеседники DW отметили, что ситуация со свободой слова на Украине остается довольно сложной. "Мы, к сожалению, должны констатировать, что на Украине нет стопроцентной свободы СМИ", - подчеркнул Цёрнер. Украина занимает 107-е место из 180 в ежегодном рейтинге свободы СМИ "Репортеров без границ". Среди проблем, которые называет Йоханн Бир, - недостаток редакционной независимости, в особенности на телеканалах, которые в основном обслуживают политические и экономические интересы олигархов, а также безнаказанность за атаки на журналистов. 

"Смешная" реакция России

Между тем российские чиновники осудили запрет вещания "Дождя" на территории Украины. Пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков назвал его "продолжением деструктивной линии" украинских властей, а официальный представитель российского МИДа Мария Захарова заявила, что действия Киева в отношении телеканала - это "парадоксальный акт цензуры". Она также пообещала проинформировать ОБСЕ о запрете "Дождя" на Украине.

Реакция российской стороны на отключение "Дождя" "очень смешная", учитывая, что сами российские власти оказывали на телеканал жесткое давление, считает Йоханн Бир. Он напомнил, что в России телеканал еще в 2014 году отключили от сетей основных спутниковых и кабельных операторов. "С тех пор "Дождь" переживает очень трудные времена, он потерял многих рекламодателей, потерял свой офис, - констатировал Бир. - Поэтому, если российские власти настолько обеспокоены свободой СМИ и возможностью вещания "Дождя", они сначала должны разрешить ему свободно вещать в России. Тогда было бы справедливо критиковать действия других стран".

Смотрите также:

Смотреть видео 02:10

"Репортеры без границ": в РФ - цензура, в Донбассе - пытают журналистов (13.12.2016)

Контекст

Аудио- и видеофайлы по теме