1. Inhalt
  2. Navigation
  3. Weitere Inhalte
  4. Metanavigation
  5. Suche
  6. Choose from 30 Languages

Центральная Азия

Журналисты попали в заговорщики

Узбекская пресса судит иностранных корреспондентов.

Пока в здании Верховного Суда в Ташкенте судят лиц, обвиняемый в участии в андижанских волнениях, местная пресса судит иностранных корреспондентов, освещавших и продолжающих освещать ситуацию в Узбекистане иначе, чем это делают местные СМИ. Упоминается и наша радиостанция. Из Ташкента сообщает Наталья Бушуева:

Во вторник в общенациональной газете «Народное слово» за 28 сентября вышла статья под названием «Объективные» журналисты». Автор Юнус Буронов возмущается тем, что западные журналисты обходят своим вниманием добровольные признания подсудимых. Причину этого он видит в том, что такая информация, цитирую, для «профессиональных» (это слово тоже в кавычках) печатных изданий, безусловно, была бы обидной пощечиной!» Автор приводит слова обвиняемого Муйдина Сабирова о том, что последователи религиозного течения «Акромия» планировали в Узбекистане установить исламское государство и известили заранее о своих планах зарубежные СМИ.

Это, как утверждает Юнус Буронов, ставит авторитетные информационные агентства в весьма затруднительное положение. Журналист местной газеты, в частности, обращается, к корреспондентам Би-Би-Си: «Почему Вас удивляет, что обвинительное заключение Генпрокуратуры соответствует показаниям обвиняемых? Ведь обвинительное заключение не выдумка и ничего общего не имеет с теми публикациями, которые вы без устали фабрикуете». Юнус Буронов в заключении статьи высказывает сожаление по адресу своих зарубежных коллег, так как они, по его мнению, отрицают очевидное. Снова цитата: «Их словесные фантазии и измышления на эту тему все больше напоминают пресловутую детскую сказку про белого бычка».

В газете "Голос Узбекистана" в огромной, почти на всю полосу, статье главный редактор издания Сафар Остонов рассказывает своим читателям о той неблаговидной, и это еще мягко сказано, роли зарубежных журналистов в освещении майских событий в Андижане. В частности, по мнению автора, радиостанция «Немецкая волна» превзошла все другие СМИ в своих домыслах по поводу методов следствия. В частности, Остонов выражает недовольство в отношении прозвучавшего в одной из программ "Немецкой волны" предположения о том, что подсудимые подвергались пыткам.

Между тем, сотрудник радиостанции "Свобода" на условиях анонимности рассказал корреспонденту "Немецкой волны", что на процессе в Верховном Суде один из подсудимых на этой неделе обвинил журналистов Ташкентского офиса радио «Свобода» в том, что они были заранее информированы об андижанских событиях, и, более того, сами подговаривали к вооруженному выступлению андижанцев. Кроме того, по признанию этого обвиняемого, 13 мая мятежники силой заставили одного из заложников - сотрудника милиции говорить по телефону неправду в эфире радиостанции о том, что, он, стрелял в безоружных людей. Как заявил журналист, такое признание сотрудника милиции вообще не звучало в эфире радиостанции.

Журналистка Би-Би-Си по Ферганской долине Матлюба Азаматова, которая вынуждена была покинуть Узбекистан вскоре после андижанских событий из-за преследований со стороны властей, рассказала корреспондентам, что на суде по крайней мере, четыре человека обвиняют ее в пособничестве террористам и дают показания против нее. Их слова еще в мае она цитировала в эфире, и тогда эти люди, уверяет журналист, говорили, что они простые бизнесмены, а никакие не акромисты. Но прошло несколько месяцев, говорит Матлюба Азаматова, и сейчас эти же люди говорят прямо противоположное.

Недоумение, которое высказывают в адрес зарубежных журналистов местные авторы – это, по мнению независимого социолога Баходыра Мусаева - это не более чем лукавство. "Впрочем, даже самый неискушенный читатель уже давно не верит нашим СМИ", - заключает социолог.

Апропо – если говорить об "Акромии" и нынешних добровольных признаниях подсудимых, то стоит напомнить, что еще до событий 13 мая в Андижане корреспонденты "НВ" передавали интервью с так называемыми акромистами и их родственниками – но тогда речь шла вовсе не о создании халифата, не о подготовке смены власти, а о притеснениях властью молодых бизнесменов, объединившихся для того, чтобы помогать нищему населению. И уже тогда наши источники в спецслужбах эту информацию подтверждали, так же как и то, что на "акромистов", оказавшихся в руках правоохранительных органов еще до Андижана, оказывается жесткое давление – если, конечно, угроза насилия над женой в присутствии мужа таким давлением может считаться. Так что пусть простят нас коллеги из узбекской прессы – основания сомневаться в правдивости признательных показаний, данных обвиняемыми в первый же день, у нас есть.