1. Inhalt
  2. Navigation
  3. Weitere Inhalte
  4. Metanavigation
  5. Suche
  6. Choose from 30 Languages

Центральная Азия

Журналисту припомнили "оранжевые" лозунги

«Журналисты в беде» призывают международную общественность обратить особое внимание на обстоятельства задержания журналиста радио «Азаттык-Свобода» Азамата Жетписбаева.

Казахстанский общественный фонд «Журналисты в беде» распространил специальное заявление, в котором призывал международную общественность обратить особое внимание на обстоятельства задержания журналиста радио «Азаттык-Свобода» Азамата Жетписбаева. Подробнее наш корреспондент из Алма-Аты Анатолий Вайскопф. Согласно сообщению фонда «Журналисты в беде», корреспондент радио «Свобода» в Киргизии Азамат Жетписбаев был арестован правоохранительными органами Казахстана 15 декабря текущего года. Задержание произошло сразу же после окончания международной конференции «Демократическое движение в Казахстане и других постсоветских государствах: истоки, эволюция и перспективы», в которой журналист принимал участие. Как сообщил «Немецкой волне» источник из Департамента внутренних дел Алма-Аты, Жетписбаеву, как одному из руководителей «Союза патриотической молодежи Казахстана» (СПМК), инкриминируется хищение государственных средств, выделенных в 2004 году на проведение предвыборной кампании депутатов маслихата города Астаны. Ранее подобное обвинение было выдвинуто председателю «Союза патриотической молодежи Казахстана» Махамбету Абжану, которого две недели назад городской суд Астаны осудил на три года лишения свободы с конфискацией имущества. Однако фонд «Журналисты в беде» уверен, что Азамат Жетписбаев, как ранее и его друг Махамбет Абжан, был задержан по политическим мотивам. Известно, что и Абжан, и Жетписбаев в период с января 2004 по август 2005 года написали и разместили целую серию статей в казахстанском сегменте Интернета, в которых от имени «Союза патриотической молодежи» призывали к организации «цветной» революции на территории Казахстана. В итоге в сентябре 2005 года оба лидера СПМК были задержаны в Бишкеке (где они находились в ожидании получения политического убежища), во время совместной операции казахстанских и киргизстанских спецслужб. И если Махамбет Абжан позже был экстрадирован в Астану, то Азамату Жетписбаеву тогда удалось избежать ареста после активного вмешательства международных правозащитных организаций. Но, судя по всему, власти Казахстана не отказались от своих намерений наказать «радикально-оппозиционного» журналиста. Косвенно на это указывают сразу несколько фактов, на которые обращает внимание фонд «Журналисты в беде». Во-первых, 22-летний гражданин Казахстана Азамат Жетписбаев уже больше недели находится в следственном изоляторе Алма-Аты, и к нему не допускают ни родственников, ни коллег, ни адвокатов. Во-вторых, Жетписбаеву до сих пор официально не выдвинуто каких-либо обвинений, и не объясняют причину его задержания. Скорее всего, считает фонд «Журналисты в беде», обвинения будут выдвинуты в Астане, куда молодого журналиста этапируют уже в ближайшее время. В этой связи фонд «Журналисты в беде» обратился к правоохранительным органам Алма-Аты с просьбой допустить к Азамату Жетписбаеву своего общественного защитника, который бы смог ознакомиться с материалами дела против журналиста, если таковые существуют. Кроме того, в заявлении указывается, что информация о задержании журналиста радио «Азаттык-Свобода» будет направлена во все международные журналистские организации, включая «Репортеров без границ». В заключение ещё одна деталь. Сразу же после ареста Азамата Жетписбаева в одном из казахстанских Интернет-изданий появилось анонимное сообщение, согласно которому акция правоохранительных органов Алма-Аты по задержанию молодого журналиста, непосредственно связана с попыткой властей Казахстана получить информацию о деятельности «ЗагранБюро Казахстанской оппозиции», Конгресса демократических сил Центральной Азии, и экс-премьера Казахстана Акежана Кажегельдина. По утверждению анонимного комментатора и Азамат Жетписбаев, и Махамбет Абжан имели с ними достаточно тесные контакты, и даже якобы получали от них необходимое финансирование для своей «антиназарбаевской» деятельности.