Дело о мошенничестве в РБК: наказание за смелую редакционную политику? | Россия и россияне: взгляд из Европы | DW | 12.05.2016
  1. Inhalt
  2. Navigation
  3. Weitere Inhalte
  4. Metanavigation
  5. Suche
  6. Choose from 30 Languages

Россия

Дело о мошенничестве в РБК: наказание за смелую редакционную политику?

МВД возбудило уголовное дело о мошенничестве в РБК. Наблюдатели считают, что это связано с расследованиями изданий медиахолдинга, фигурантами которых становились приближенные президента РФ.

В МВД России возбудили уголовное дело о мошенничестве в медиахолдинге РБК, владельцем которого является Михаил Прохоров. Наблюдатели видят в этом попытку оказать давление на бизнесмена, чтобы он продал свои медиаактивы, редакционная политика которых якобы не устраивает Кремль.

Месяцем ранее, в середине апреля, в офисах других компаний Прохорова прошли обыски, которые источники российских СМИ в ФСБ и окружении миллиардера также связывали с недовольством президента РФ Владимира Путина публикациями РБК (в офисе самого медиахолдинга обысков тогда не проводилось - Ред.). В частности, сообщалось, что российскому лидеру не понравились материалы о его предполагаемой дочери Катерине Тихоновой, о бизнесе предполагаемого зятя Путина Кирилла Шамалова, а также активное освещение РБК истории о "Панамских досье", в которых фигурировал близкий друг президента, виолончелист Сергей Ролдугин.

Убыточная компания

Основанием для заведения уголовного дела о мошенничестве в РБК стало заявление бывшего акционера "Байт-Телеком" (БТ) Александра Панова. 75 процентов акций этой компании принадлежало ранее РБК, доли Панова и другого бизнесмена, Ярослава Карецкого, составляли по 12,5 процента. Дело возбуждено по факту хищения 25 процентов акций миноритариев, пишут "Ведомости" со ссылкой на МВД.

Владелец медиахолдинга РБК Михаил Прохоров

Владелец медиахолдинга РБК Михаил Прохоров

В сентябре 2014 года медиахолдинг РБК продал свою долю в БТ за 0 рублей Фариде Каримовой. По утверждениям гендиректора РБК Николая Молибога, на тот момент чистые активы БТ (реальная стоимость имущества компании за вычетом долгов - Ред.) оказались отрицательными. В связи с этим медиахолдинг оценивал свои акции в убыточном предприятии на момент его продажи в минус 10 млн рублей. "Сделка была совершена в полном соответствии с законодательством РФ", - заявили в пресс-службе РБК.

Версия Панова

Однако Александр Панов считает продажу фиктивной и полагает, что РБК сумел заработать на продаже оборудования, которым владел БТ. Кроме того, бизнесмен утверждает, что хотя медиахолдинг продал свою долю в БТ в сентябре 2014 года, еще в конце августа того же года Фарида Каримова, действуя как якобы единственный акционер БТ, подала в налоговую инспекцию документы для реорганизации компании и назначения себя на пост гендиректора БТ.

В РБК опровергают высказывания Панова. Пресс-секретарь РБК Егор Тимофеев подтвердил в беседе с DW, что в медиахолдинге готовы предоставить копии документов, подтверждающие, что гендиректором БТ до конца сентября 2014 года оставался нынешний финансовый директор РБК Игорь Селиванов. "Не понимаем, о каких документах о смене генерального директора (компании "Байт-Телеком" - Ред.), датированных августом 2014 года, идет речь", - подчеркнули в пресс-службе медиахолдинга.

Весной 2015 года Панов уже публично высказывался о ситуации с продажей БТ. Тогда медиахолдинг РБК обратился в суд за защитой деловой репутации и выиграл дело. "Суд признал заявления Панова не соответствующими действительности", - уточнили в пресс-службе РБК, добавив, что юристы холдинга изучают возможность подачи нового иска к Панову в связи с его последними выступлениями в прессе.

Попытка давления?

В "Профсоюзе журналистов" предполагают, что нынешние события могут быть связаны с тем, что "богатые и влиятельные люди России", становившиеся фигурантами расследований РБК, хотят "изменить редакционную политику холдинга". "Мы знаем, в том числе благодаря расследованиям РБК, что в России уголовные дела - привычный метод перераспределения собственности. Происходящее вокруг холдинга выглядит очень похоже на такой случай", - говорится в заявлениипрофсоюза. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков призвал не связывать возбуждение уголовного дела с давлением на РБК. "Никакого давления не оказывается", - пояснил Песков.

Тем не менее гендиректор информационного портала "Медуза" Галина Тимченко также убеждена, что на Михаила Прохорова и его медиахолдинг оказывается давление в связи с редакционной политикой РБК. "РБК - лидер рынка с огромной аудиторией и влиянием, крупнейшее независимое издание страны. Именно поэтому можно говорить о желании вместе с собственником сменить и редакционную политику издания", - заявила Тимченко в беседе с DW.

Напомним, в марте 2014 года сама Тимченко была уволена с поста главного редактора "Ленты.ру" владельцем холдинга, в который входило издание. Тогда в открытом письме коллектив портала назвал это решение "прямым давлением на редакцию" по политическим причинам. Гендиректор "Медузы" указала на "очевидные совпадения" нынешней ситуации и ее громкого увольнения из "Ленты.ру". Впрочем, по ее мнению, события вокруг РБК больше напоминают изменения в изданиях ИД "Коммерсант", "которые за последнее время превратились в бледную копию самих себя". Говоря о перспективах развития ситуации, Тимченко предположила, что Прохоров в итоге будет вынужден продать медиахолдинг. "Ни одному бизнесмену не хочется иметь проблемный актив. Мне, к величайшему сожалению, кажется, что Михаил Прохоров уступит", - подытожила она.

Смотрите также:

Смотреть видео 02:18

Репортеры без границ: Журналистам в России работать все тяжелее (20.04.2016)

Аудио- и видеофайлы по теме